Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

189 Договор о разграничении серьезно размывает эту законную позицию нашей страны. 2. Договор 2010 г. нарушает статус существующей и получившей международно­ правовое (и договорное, и картографическое) признание западной границы Полярных владений С С С Р (далее - ГПВ), установленной Постановлением Президиума ЦИК СССР в 1926 г., поскольку "сдвигает" на 60-70 миль на восток линию прохождения этой границы, не предполагая получения соответствующей компенсации с норвежской стороны (теряется морской промысловый район площадью более 50 тыс. кв. км, лежащий между новой договорной линией разграничения и границей Полярных владений Российской Федерации). Кроме этого, Договор 2010 г. наносит прямой ущерб нашим государственным ин­ тересам в будущем. В соответствие с Постановлением ЦИК 1926 г. в существующих границах поляр­ ного сектора России все земли - как о т к р ы т ы е , т а к и м о г у щ и е б ы т ь о т к р ы т ы м и в б у д у щ е м - принадлежат России. Поэтому, если, к примеру, в результате естественных тектонических процессов в пределах этого сектора возникнет новый остров - он авто­ матически становится собственностью нашей страны. В соответствии с Договором 2010 г. применительно к сектору наших Полярных владений, отходящему к Норвегии, мы теряем это право. Ссылки на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. для обоснования утраты силы Постановления 1926 г. - настойчиво проводимые в настоящее время заинтересо­ ванными сторонами - являются некорректными и неправомерными, поскольку Конвенция не содержит каких-либо положений относительно отмены исторически сложившихся норм или, тем более, изменения границ, особенно в таком специфически-правовом районе, как Арктика. В любом случае, речь идет об изменении линии прохождения нашей официальной границы, требующей проведения предусмотренных Конституцией и федеральными за­ конами РФ процедур, в то числе референдума. 3. Заключение Договора о разграничении приведет к реальным экономическим потерям России, в первую очередь в сфере рыболовства. По подсчетам специалистов рыбного хозяйства мы, в результате, можем потерять до 313 тыс. т рыбного вылова в год, поскольку практическое применение Норвегией указанного договора может привести (и уже реально приводит) к вытеснению отечествен­ ного рыболовства из западных районов Баренцева моря (отходящего по Договору 2010 г., повторим, под юрисдикции Норвегии) и из района Шпицбергена, что рано или поздно приведет к росту напряженности не только в рыболовных отношениях России и Норвегии. 4. Таким образом можно констатировать, что Договор о разграничении - который уже сейчас сравнивают с печально известным договором "Шеварднадзе - Бейкер" о советско- американском разграничении в Беринговом море 1990 г. - не только негативно скажется на международно-правовой ситуации в этом и без того конфликтном регионе и, очевидно, вызовет несогласие и противодействие со стороны других государств-участников Дого­ вора о Шпицбергене (достаточно вспомнить неоднократные намерения Исландии подать в международный суд иск за систематические нарушения Норвегией соглашений 1920 г.), но и нанесет серьезный ущерб экономическим и политическим интересам России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz