Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
184 ральная линия севернее этого района, обозначенная Постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г. Следовательно, свое согласие с отступлением от секторальной линии в ю ж н о й части разграничиваемого района российская делегация, МИД России могли бы увязать с без условным принятием Норвегией позиции СССР/России по признанию границы россий ского континентального шельфа в ц е н т р а л ь н о й (между Шпицбергеном и Новой Землей) и с е в е р н о й (между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа) частях разграничиваемого района. И поскольку здесь (к востоку от линии, установленной Постановлением Прези диума ЦИК СССР 1926 г., к востоку от восточной границы района действия Договора о Шпицбергене) у Норвегии нет никаких правовых оснований на континентальный шельф, она скорее всего пошла бы на такое предложение - в целях договорного подтверждения своих прав на шельф в ю ж н о й ч а с т и разграничиваемого района. А если бы не пошла - сохранилось бы нынешнее статус-кво, которое тоже отвечает экономическим интере сам России. 4. " С п е ц и а л ь н ы й р а й о н " и т е р м и н " р а з г р а н и ч е н и е м о р с к и х п р о с т р а н с т в ” Согласно ст. 3 Договора: "В районе к востоку от линии разграничения морских про странств, находящемся в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за преде лами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори ального моря Российской Федерации (далее именуемом Специальным районом). Россий ская Федерация с даты вступления в силу настоящего Договора вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по между народному праву". На первый взгляд кажется, что это - приобретение Россией участка норвежской исключительной экономической зоны, своеобразная компенсация за потерю по Дого вору своих бесспорных районов континентального шельфа - в центральной и северной частях разграничиваемого района. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что это не так. Во-первых, не ясны границы этого Специального района. Во-вторых, теперь протесты Исландии, Испании, других государств против введения Норвегией 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена косвенно "переводятся" на Россию. В-третьих, не ясно соотношение двух терминов, используемых в Договоре 2010 г.: "специальный район" и "спорный район"; не ясно соотношение последнего и района дей ствия советско-норвежского соглашения 1978 г. (о рыболовстве в смежном участке южнее района действия Договора о Шпицбергене). В-четвертых, есть вопрос по уместности термина "разграничение морских про странств". Единая разграничительная линия - и континентального шельфа, и исключительной экономической зоны - уже достаточно распространенная практика, поэтому сам по себе такой термин в названии и тексте Договора 2010 г. - не юридическая сенсация. Однако в рассматриваемом случае, в силу фактора Шпицбергена, этот юридический ход б о л е е в ы г о д е н Н о р в е г и и , чем России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz