Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

184 ральная линия севернее этого района, обозначенная Постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г. Следовательно, свое согласие с отступлением от секторальной линии в ю ж н о й части разграничиваемого района российская делегация, МИД России могли бы увязать с без­ условным принятием Норвегией позиции СССР/России по признанию границы россий­ ского континентального шельфа в ц е н т р а л ь н о й (между Шпицбергеном и Новой Землей) и с е в е р н о й (между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа) частях разграничиваемого района. И поскольку здесь (к востоку от линии, установленной Постановлением Прези­ диума ЦИК СССР 1926 г., к востоку от восточной границы района действия Договора о Шпицбергене) у Норвегии нет никаких правовых оснований на континентальный шельф, она скорее всего пошла бы на такое предложение - в целях договорного подтверждения своих прав на шельф в ю ж н о й ч а с т и разграничиваемого района. А если бы не пошла - сохранилось бы нынешнее статус-кво, которое тоже отвечает экономическим интере­ сам России. 4. " С п е ц и а л ь н ы й р а й о н " и т е р м и н " р а з г р а н и ч е н и е м о р с к и х п р о с т р а н с т в ” Согласно ст. 3 Договора: "В районе к востоку от линии разграничения морских про­ странств, находящемся в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за преде­ лами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территори­ ального моря Российской Федерации (далее именуемом Специальным районом). Россий­ ская Федерация с даты вступления в силу настоящего Договора вправе осуществлять суверенные права и юрисдикцию, вытекающие из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по между­ народному праву". На первый взгляд кажется, что это - приобретение Россией участка норвежской исключительной экономической зоны, своеобразная компенсация за потерю по Дого­ вору своих бесспорных районов континентального шельфа - в центральной и северной частях разграничиваемого района. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что это не так. Во-первых, не ясны границы этого Специального района. Во-вторых, теперь протесты Исландии, Испании, других государств против введения Норвегией 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена косвенно "переводятся" на Россию. В-третьих, не ясно соотношение двух терминов, используемых в Договоре 2010 г.: "специальный район" и "спорный район"; не ясно соотношение последнего и района дей­ ствия советско-норвежского соглашения 1978 г. (о рыболовстве в смежном участке южнее района действия Договора о Шпицбергене). В-четвертых, есть вопрос по уместности термина "разграничение морских про­ странств". Единая разграничительная линия - и континентального шельфа, и исключительной экономической зоны - уже достаточно распространенная практика, поэтому сам по себе такой термин в названии и тексте Договора 2010 г. - не юридическая сенсация. Однако в рассматриваемом случае, в силу фактора Шпицбергена, этот юридический ход б о л е е в ы г о д е н Н о р в е г и и , чем России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz