Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
183 3. Ю р и д и ч е с к и й в е с " с е к т о р а л ь н о й ( м е р и д и о н а л ь н о й ) л и н и и " , о т с т а и в а е м о й С о в е т с к и м С о ю з о м и, н а н а ч а ч ъ н о м э т а п е , Р о с с и е й . Основной консультант Договорно-правового отдела МИД СССР профессор МГИМО МИД СССР С. В. Молодцов так обосновывал правомерность разграничения между Норве гией и СССР континентальных шельфов по секторальной (меридиональной) линии: "В районе Баренцева моря у СССР имеются как исторически сложившиеся правовые основания (советский сектор Полярных владений, а также правооснования, вытекающие для Договора 1920 г. о Шпицбергене), так и иные "особые обстоятельства". И проведе ние равноотстоящей, или срединной, линии при разграничении прав прибрежных госу дарств без учета этих факторов было бы несправедливо. Сектор Полярных владений СССР как особое, исторически сложившееся обстоя тельство был учтен при разграничении районов юрисдикции в области рыболовства по соглашению 1977 г. между СССР и США, в соответствии с которым линия, разде ляющая советскую и американскую зоны юрисдикции в области рыболовства шириной до 200 миль, совпадает с восточной границей советского арктического сектора, которая в свою очередь сложилась на основе договора между Россией и США об Аляске 1867 г. На необходимость разграничения континентальных шельфов путем заключения между заинтересованными сторонами соглашений, основанных на принципе справедливо сти, обратил внимание Международный Суд ООН в своем решении от 20 февраля 1969 г. в связи со спором о разграничении континентальных шельфов в Северном море между ФРГ, с одной стороны, Данией и Голландией - с другой. В указанном решении Международ ный Суд ООН высказался за применение различных методов разграничения континен тальных шельфов, включая метод эквидистанции, если их использование может при вести к разумным результатам и будет отвечать принципу справедливости"1. То есть н е к и е п р а в о в ы е о с н о в а н и я придерживаться для целей разграничения между Россией и Норвегией именно секторальной (меридиональной) линии у Р о с с и и б ы л и . Дру гой вопрос, что вряд ли Норвегия дала бы согласие на такое разграничение в ю ж н о й ч а с т и р а з г р а н и ч и в а е м о г о р а й о н а , поскольку, как выше было показано, здесь ее пози ция вполне сопоставима с позицией СССР/России. То есть, вряд ли можно было реалистично рассчитывать на заключение с Норвегией Договора, предусматривающего в этой южной части разграничение по секторальной (меридианной) линии. Такой Договор не отражал бы баланс интересов Сторон. В таких условиях само по себе согласие российской делегации, МИДа России на отход от секторальной линии в этой южной части района разграничения и проведение линии разграничения по Договору между секторальной и равноотстоящей, при условии, что это согласие чем-то компенсировано, можно оценить как р а з у м н ы й к о м п р о м и с с . А вот в центральной и северной частях разграничиваемого района у Норвегии вообще нет н и к а к о й и н о й л и н и и д л я ц е л е й р а з г р а н и ч е н и я ш е л ь ф а с Р о с с и е й , кроме как мериди анные линии - восточная граница района действия Договора о Шпицбергене и секто 1 Молодцов С. В. Правовой режим морских вод. М.: Международные отношения. 1982. С. 210-211.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz