Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

157 она будет достигнута до конца года. Но было бы лучше вынести на ратификацию Федераль­ ного Собрания Соглашение 1990 г. после того, как договоренность о рыболовстве в быв­ шем спорном районе Берингова моря будет достигнута. Соглашение временно применяется с 15 июня 1990 г. На этот счет было принято специальное по становление Правительства. С международно-право вой точки зрения то. что в течение пята лет Соглашение не выносится на ратификацию, что этот вопрос не рас­ сматривается в парламенте, - это, конечно, неправильно. Причина этого, на наш взгляд, в том, что необходимо внести ясность в вопросы рыболовства. Иначе при обсуждении этого вопроса, при рассмотрении этого Соглашения у вас не будет полной, целостной картины того, что происходит. Поэтому не случайно при обсуждении этого вопроса на заседаниях комитетов было внесено предложение провести новую экспертную оценку условии этого Соглашения с учетом пятилетнего периода (с момента его фактического применения) Думаю, только на основе этой всесторонней оценки, сделанной сегодня, можно будет с полной ясностью судить, насколько это Соглашение совместимо с национальными инте­ ресами нашей страны. Зиланов В. К., заместитель председателя Комитета Российской Федерации по рыбо­ ловству. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Данный вопрос имеет исключительно важное значение для рыбного хозяйства, основу которого составляет морское рыболовство. Несколько десятилетий назад рыболовный флот начал осваивать район Берингова моря. К моменту установления Советским Союзом и Соединенными Штатами 200-мильных ры­ боловных зон наш вылов в этом районе составлял 1,6 млн т. До объявления зоны в этом районе помимо России и Соединенных Штатов промысел вели Япония, Корея, а в по­ следующем Китай и даже Польша. Их суммарный вылов составлял 2 млн т. В этих условиях введение 200-мильных зон и определение линии разграничения в Беринговом море (именно в районе их соприкосновения) поддерживались нашими рыба­ ками. Это было реальной необходимостью для того, чтобы предотвратить промысел третьих стран и привести промысел в этом регионе в цивилизованное состояние. Именно поэтому Министерство рыбного хозяйства СССР поддержало в 1977 г. пред­ ложения других ведомств о разграничении рыболовных зон.. Однако рыбаки возражали против метода разграничения на основании Конвенции 1867 г., мотивируя это необхо­ димостью закрепить наши интересы в Арктике. Наши расчеты показывали, что в этом слу­ чае мы потеряем район общей площадью 16 тыс. кв. км, в котором дальневосточные рыбаки добывали 150 тыс. т рыбы ежегодно. Об этом обстоятельстве мы доложили Политбюро и Правительству. Оно было при­ нято во внимание при подготовке решений директивных органов. Руководство страны приняло по этому вопросу политическое решение. В соответствии с ним Министерству иностранных дел было поручено дать согласие американцам на предложение о разгра­ ничении, но при этом сделать заявление о необходимости возмещения наших потерь в объеме 150 тыс. т ежегодно путем учета этого объема при выделении нашим рыбакам квоты в зоне США, т. е. в тех районах, которые отойдут Соединенным Штатам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz