Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

156 Председательствующий. Первым выступает Сергей Борисович Крылов - замести­ тель министра иностранных дел Российской Федерации. Крылов С. Б. Уважаемые депутаты! Прежде всего скажу, что Министерство ино­ странных дел признательно вам за то, что этот вопрос начинает обсуждаться, причем об­ суждаться заинтересованно. Я отнюдь не хочу выступать адвокатом этого Соглашения, так как прекрасно вижу недостатки, которые в нем есть. Возникает вопрос: нужно ли иметь подобного рода соглашение или не нужно? С моей точки зрения ответ совершенно очевиден: Соглашение необходимо, потому что без него невозможно вести нормальную хозяйственную деятельность в этом районе. При выработке этого Соглашения (как и при решении других подобного рода вопросов) можно было действовать двумя способами. Первый способ, наиболее широко распростра­ ненный, - линия разграничения проводится по срединной линии. Второй способ (его использовали, разрабатывая данное Соглашение) - применяется принцип учета особых обстоятельств. В данном случае это та самая русско-американская Конвенция 1867 г. об уступке Аляски. И хотя в то время, когда эта Конвенция заключалась, она не предна­ значалась для разграничения морских пространств, ее использовали в дальнейшем с этой целью. Напомню, что именно линия разграничения, определенная Конвенцией, по поста­ новлению Президима ЦИК СССР, принятому в 1926 г., была признана восточной гра­ ницей наших Полярных владений. И для того чтобы закрепить эту восточную границу, этот способ был положен в основу при разработке данного Соглашения. Расчеты однозначно показывают, что первый способ, о котором я сказал, - использо­ вание линии, равноотстоящей от побережий двух стран, мог бы принести нам более благоприятные результаты в Беринговом море. Хотя при этом были бы потери на Севере (это совершенно ясно при взгляде на карту). Полного учета интересов ни в том, ни в дру­ гом случае добиться было невозможно. Соглашение, как известно, разрабатывалось с 1977 по 1990 год, в течение 13 лет. И в этом деле принимало участие десять ведомств Советского Союза. Вы все прекрасно знаете, какая существовала система принятия решений. Ни одно решение не могло быть принято, если о нем не было доложено на заседании Правительства. В данном случае о решении докладывали и на заседании Политбюро. Причем докладывали представители всех заинтересованных ведомств. Другое дело, насколько детально все обсуждалось, но с точки зрения законов, которые существовали в то время в нашей стране, решение было принято не волюнтаристски - не каким-то одним человеком. Еще раз подчеркиваю: Соглашение, которое вы обсуждаете, не свободно от недос­ татков. Прежде всего скажу о том, что касается наших интересов в области рыболовства. Ежегодные потери, которые несет Россия из-за линии разграничения, проведенной на се­ годняшний день, составляют приблизительно 150 тыс. т уловов. Именно поэтому сразу же после того, как Соглашение было подписано, нашей стороной перед американцами был поставлен вопрос о компенсациях. И переговоры идут. К сожалению, идут достаточно трудно, и только сейчас наме­ тились какие-то контуры возможной договоренности. Я совершенно не уверен в том. что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz