Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
156 Председательствующий. Первым выступает Сергей Борисович Крылов - замести тель министра иностранных дел Российской Федерации. Крылов С. Б. Уважаемые депутаты! Прежде всего скажу, что Министерство ино странных дел признательно вам за то, что этот вопрос начинает обсуждаться, причем об суждаться заинтересованно. Я отнюдь не хочу выступать адвокатом этого Соглашения, так как прекрасно вижу недостатки, которые в нем есть. Возникает вопрос: нужно ли иметь подобного рода соглашение или не нужно? С моей точки зрения ответ совершенно очевиден: Соглашение необходимо, потому что без него невозможно вести нормальную хозяйственную деятельность в этом районе. При выработке этого Соглашения (как и при решении других подобного рода вопросов) можно было действовать двумя способами. Первый способ, наиболее широко распростра ненный, - линия разграничения проводится по срединной линии. Второй способ (его использовали, разрабатывая данное Соглашение) - применяется принцип учета особых обстоятельств. В данном случае это та самая русско-американская Конвенция 1867 г. об уступке Аляски. И хотя в то время, когда эта Конвенция заключалась, она не предна значалась для разграничения морских пространств, ее использовали в дальнейшем с этой целью. Напомню, что именно линия разграничения, определенная Конвенцией, по поста новлению Президима ЦИК СССР, принятому в 1926 г., была признана восточной гра ницей наших Полярных владений. И для того чтобы закрепить эту восточную границу, этот способ был положен в основу при разработке данного Соглашения. Расчеты однозначно показывают, что первый способ, о котором я сказал, - использо вание линии, равноотстоящей от побережий двух стран, мог бы принести нам более благоприятные результаты в Беринговом море. Хотя при этом были бы потери на Севере (это совершенно ясно при взгляде на карту). Полного учета интересов ни в том, ни в дру гом случае добиться было невозможно. Соглашение, как известно, разрабатывалось с 1977 по 1990 год, в течение 13 лет. И в этом деле принимало участие десять ведомств Советского Союза. Вы все прекрасно знаете, какая существовала система принятия решений. Ни одно решение не могло быть принято, если о нем не было доложено на заседании Правительства. В данном случае о решении докладывали и на заседании Политбюро. Причем докладывали представители всех заинтересованных ведомств. Другое дело, насколько детально все обсуждалось, но с точки зрения законов, которые существовали в то время в нашей стране, решение было принято не волюнтаристски - не каким-то одним человеком. Еще раз подчеркиваю: Соглашение, которое вы обсуждаете, не свободно от недос татков. Прежде всего скажу о том, что касается наших интересов в области рыболовства. Ежегодные потери, которые несет Россия из-за линии разграничения, проведенной на се годняшний день, составляют приблизительно 150 тыс. т уловов. Именно поэтому сразу же после того, как Соглашение было подписано, нашей стороной перед американцами был поставлен вопрос о компенсациях. И переговоры идут. К сожалению, идут достаточно трудно, и только сейчас наме тились какие-то контуры возможной договоренности. Я совершенно не уверен в том. что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz