Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

ОТ АВТОРА Баренцево море с его значительными природными ресурсами и прежде всего морскими живыми и углеводородными все больше внимание привлекает к себе не только пяти приарктических государств (Дании (в отношении Гренландии), Канады, Норвегии, России и США), но далеких от этого ре­ гиона государств таких как - стран-членов ЕС, Китая, Японии, Республики Корея, стран средней Азии и других. Последнее вызвано особым правовым статусом Договора о Шпицбергене 1920 г., который занимает по площади почти 1/3 Баренцева моря, а участниками самого Договора о Шпицбергене является 41 государство. В этой связи, как и на каких условиях разграни­ чены морские пространства, а точнее 200-мильные исключительные эко­ номические зоны и континентальный шельф между Россией и Норвегией, как соседними в Баренцевом море государствами, да и по существу совла­ дельцами этого моря, и насколько при этом учтены положения Договора о Шпицбергене 1920 г. небезразлично как приарктическим государствам, так и участникам Договора о Шпицбергене 1920 г. Еще большее внимание этому процессу и его результатам уделяют политики и широкая общест­ венность как в России, так и в Норвегии. Как известно, переговоры по разграничению исключительных эконо­ мических зон и континентального шельфа между СССР, затем его право­ преемницей Россией и Норвегией, продолжавшиеся более 40 лет, заверши­ лись подписанием 15 сентября 2010 г. в г. Мурманске "Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении мор­ ских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледо­ витом океане" (далее по тексту Договор 2010 г.). И хотя сам Договор 2010 г. вступил в силу 07 июля 2011 г., анализ его положений продолжает привлекать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz