Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
98 Таким образом, ст. 1 и 2 реально ставят под угрозу беспрепятственное осуществление рыбопромысловой деятельности рыболовного флота России в районе, подпадающем под действие Договора о Шпицбергене. В последние годы, в счет национальных квот России с соблюдением мер регулирования, здесь добывается более 200 тыс. т водных биоресурсов ежегодно стоимо стью не менее 8-10 млрд руб. С татья 4, состоящая из 4-х пунктов, полностью затрагивает рыболов ство обеих Сторон, как России, так и Норвегиии по замыслу составителей должна была сузить либо полностью снять негативные стороны Договора, прежде всего, для российского рыболовства. Однако анализ этих положе ний показывает, что они еще больше убеждает в обратном. Так, в п. 1 ст. 4 провозглашено: "Заключение настоящего Договора не должно негативно влиять на возможности каждой из Сторон в области рыболовства". Во-первых, само выражение "не должно негативно..." весьма двусмысленно: не должно, но может? Во-вторых, отсутствует важнейшее положение о доступе Сто рон в традиционные районы рыболовства, которые по Договору отошли под юрисдикцию Сторон. Без этого положения, п. 1 ст. 4 - пропагандист ское клише, не имеющее практической реализации. Особого внимания заслуживает анализ п. 2 ст. 4, который гласит "С этой целью (имеется в виду п. 1 ст. 4 - пояснение автора) Стороны продолжают осуществлять тесное сотрудничество в сфере рыбного промысла с тем, чтобы сохранить их существующие доли в объемах общего допустимого улова и обеспечить относительную стабильность их рыболовной деятельности по каждому соответствующему виду рыбных запасов". Оставим пока в сто роне нагромождение бессмысленных терминов типа - сфера рыбного про мысла и т. д. Существо данного пункта - это новая формула перераспределе ния национальных квот (долей) по каждому рыбному запасу, в зависимости от сотрудничества в сфере рыбного промысла. Во-первых, национальные квоты по основным запасам - треске, пикше, мойве распределяются вот уже 35 лет по согласованию с 1975 г., а в последние два года это достигнуто и по палтусу. Ни разу и никогда ни Россия, ни Норвегия не ставили вопрос в СРНК о введении нового ключа распределения ОДУ на национальные квоты общих запасов в Баренцевом море. Данное положение п. 2 ст 4 внесет конфронтацию среди управленцев и рыбаков двух Сторон, а не развитие сотрудничества. Более того, оно разрушает сложившееся и оправдавшееся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz