Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.

93 батываемые МИДом положения, касающиеся рыболовства, в Договоре и При­ ложении к нему, мы настойчиво требовали внесения таких коррективов, кото­ рые бы гарантировали российским рыбакам доступ к традиционным районам Баренцева моря, включая район Шпицбергена. Такой подход не ущемляет и интересы норвежских рыбаков. Более того последние прямо говорили, что все можно решить, однако ваши (российские) переговорщики эти вопросы даже не поднимают. Нас никто в МИДе и слышать не хотел. И как резуль­ тат положения Договора 2010 г. и Приложение к нему ведут к потере рос­ сийскими рыбаками традиционных районов промысла на западе Баренцева моря. Безусловно, это произойдет не моментально, но выдавят нас "мягкими методами", как это умеют делать норвежцы, используя изощренную мето­ дику НАТО. В-третьих, трудно разделить оптимизм министра относительно того, что в "...Договоре... четко зафиксировано, что все действия по выполнению этого документа не будут нарушать и ухудшать условия промысла ни для россиян, ни для норвежцев". То, что для норвежцев не будет ухудшения промысла, то это соответствует действительности. Ведь они - норвежцы - получают по Договору дополнительно около 50-60 тыс. кв. км промысловых площадей. На эту величину уменьшилась промысловая площадь для рос­ сийских рыбаков. Кроме того, район традиционного промысла наших ры­ баков в водах архипелага Шпицберген также передается под юрисдикцию и суверенитет Норвегии. Площадь этого района уже составляет ни много ни мало - 242 тыс. кв. км В этом районе вылов судов Северного и Западного бассейнов составил в 2010-2011 гг., по оперативным данным, 200-250 тыс. т рыбы, в счет имеющихся у России национальной квоты. В целом же во всех западных районах Баренцева моря российские рыбаки добыли почти 450 тыс. т рыбы, а в советские времена и того более. Возникает вопрос, как и за счет чего компенсировать эти неминуемые потери? Министр, видимо, понимая это, советует: "...все вопросы ...должны решаться через... Смешанную Российско- Норвежскую комиссию по рыболовству”. Но вот закавыка - эти-то вопросы, а именно доступ к переданным добровольно Россией по Договору 2010 г. промысловым районам под юрисдикцию Норвегии, не являются компетен­ цией упомянутой комиссии. Чтобы это благое разъяснение МИДа могло быть реализовано, надо было бы в Договоре 2010 г. внести всего-то одно, правда, принципиальное, положение примерно следующего содержания:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz