Зиланов В.К. Баренцевоморская ошибка Президента. Мурманск, 2012.
93 батываемые МИДом положения, касающиеся рыболовства, в Договоре и При ложении к нему, мы настойчиво требовали внесения таких коррективов, кото рые бы гарантировали российским рыбакам доступ к традиционным районам Баренцева моря, включая район Шпицбергена. Такой подход не ущемляет и интересы норвежских рыбаков. Более того последние прямо говорили, что все можно решить, однако ваши (российские) переговорщики эти вопросы даже не поднимают. Нас никто в МИДе и слышать не хотел. И как резуль тат положения Договора 2010 г. и Приложение к нему ведут к потере рос сийскими рыбаками традиционных районов промысла на западе Баренцева моря. Безусловно, это произойдет не моментально, но выдавят нас "мягкими методами", как это умеют делать норвежцы, используя изощренную мето дику НАТО. В-третьих, трудно разделить оптимизм министра относительно того, что в "...Договоре... четко зафиксировано, что все действия по выполнению этого документа не будут нарушать и ухудшать условия промысла ни для россиян, ни для норвежцев". То, что для норвежцев не будет ухудшения промысла, то это соответствует действительности. Ведь они - норвежцы - получают по Договору дополнительно около 50-60 тыс. кв. км промысловых площадей. На эту величину уменьшилась промысловая площадь для рос сийских рыбаков. Кроме того, район традиционного промысла наших ры баков в водах архипелага Шпицберген также передается под юрисдикцию и суверенитет Норвегии. Площадь этого района уже составляет ни много ни мало - 242 тыс. кв. км В этом районе вылов судов Северного и Западного бассейнов составил в 2010-2011 гг., по оперативным данным, 200-250 тыс. т рыбы, в счет имеющихся у России национальной квоты. В целом же во всех западных районах Баренцева моря российские рыбаки добыли почти 450 тыс. т рыбы, а в советские времена и того более. Возникает вопрос, как и за счет чего компенсировать эти неминуемые потери? Министр, видимо, понимая это, советует: "...все вопросы ...должны решаться через... Смешанную Российско- Норвежскую комиссию по рыболовству”. Но вот закавыка - эти-то вопросы, а именно доступ к переданным добровольно Россией по Договору 2010 г. промысловым районам под юрисдикцию Норвегии, не являются компетен цией упомянутой комиссии. Чтобы это благое разъяснение МИДа могло быть реализовано, надо было бы в Договоре 2010 г. внести всего-то одно, правда, принципиальное, положение примерно следующего содержания:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz