Журин, Л. В. Прощайте, скалистые горы ... / Л. В. Журин. – Мурманск : Север, 2010. – 247 с. : ил., карты, портр.

пароходами «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец», «Унжа», «Мота», «Шелонь», «Спартак», «Андре Марти», «Вишера», «Кама», «Моссовет», «Революция», «Свияга», «Обь», «Шексна», «Енисей», «Циолковский», «Мария Ульянова» и мотоботами. Из истории известно, что хорошо защищенные с моря крупные морские базы флотов во время войны захватывались противником с суши (Порт-Артур, Севастополь). И все же оказалось, что ни одна наша военно-морская база к началу Великой Отечественной войны не имела оборонительных рубежей и даже готовой инженерной доку­ ментации для их оборудования. Бывший начальник инженерного управления ВМФ генерал-лей­ тенант инженерных войск Судьбин после войны утверждал: - Задолго до войны директива о подготовке военно-морских ба к обороне на все флоты направлялась, но нигде не была выполнена. На Северном флоте условия для выполнения первоочередных подготовительных работ инженерные органы имели, но использо­ ваны не были, в том числе и инженерной службой Мурманского ук- репрайона. В результате рекогносцировка и оборудование рубежей обороны баз проводились запоздало и часто под аккомпанемент ору­ дийной стрельбы и треск пулеметов. Воинские части грузились в Мурманске или в Полярном на па­ роходы и баржи, которые следовали в пункты назначения. По прибытии в пункт назначения пароход вставал на рейд. Лич­ ный состав высаживался на шлюпках. Лошадей спускали с палубы в воду и они вплавь выбирались на берег. Грузы выгружались на понтоны и плоты. Затем рыбацкие боты буксировали их к берегу. Там красноармейцы, стоя в ледяной воде, выгружали все на берег. Дрова тоже сбрасывали за борт, а когда волны прибивали их к бе­ регу, промокшие бойцы вылавливали древесину из воды. Тяжелая и опасная разгрузка парохода на рейде занимала от восьми до пятна­ дцати суток, а в шторм или в снежную метель совсем прекращалась. Какие батареи береговой артиллерии были ядром формировавшегося МУРа Это, прежде всего № 10 на острове Кильдин и № 11 на мысе Сеть- Наволок. Строительство этих двухбашенных четырехорудийных 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz