Журин, Л. В. Прощайте, скалистые горы ... / Л. В. Журин. – Мурманск : Север, 2010. – 247 с. : ил., карты, портр.

Какие оборонительные рубежи были построены Мурманским укрепрайоном для обороны Полярного Главный рубеж проходил от губы Оленьей до губы Питькова. Длина рубежа 10 километров, глубина 3 километра. На этой площади были построены 48 пулеметных дотов и дзотов. Тыловой рубеж от Сайда-Губы до села Белокаменка протяжен­ ностью 25 километров и глубиной 8 километров. Здесь были по­ строены 235 дотов и дзотов. На этих рубежах оборонялись 125-й и 126-й полки морской пе­ хоты, 82-я бригада морской пехоты и три трехорудийные батареи бе­ реговой артиллерии. Театр боевых действий Северного флота Он был протяженностью около трех тысяч километров, охваты­ вая Баренцево, Белое и Карское моря. Здесь пролегал кратчайший Се­ верный морской путь из Европы в Тихий океан, который имел ог­ ромное стратегическое значение. Для его охраны требовался сильный флот. Такого флота Советский Союз еще не имел. Северный флот к началу Великой Отечественной войны не был достаточно сильным. Он имел в своем составе 8 эскадренных мино­ носцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 сторожевых кораб­ лей и 15 подводных лодок. Военно-воздушные силы насчитывали 116 самолетов. Почти по­ ловину из них составляли устаревшие гидросамолеты МБР-2. Про­ тив противника могли быть использованы только 11 бомбардиров­ щиков типа СБ, но и они имели большой процент износа. Поэтому формирование Мурманского укрепрайона Северного флота, главной силой которого была мощная береговая артиллерия, заметно усиливало обороноспособность Северного флота. Но для ба­ зирования флота на побережье необходимо было построить базы. Осуществлять оперативную связь и командование ими было очень трудно. Сухопутных дорог между ними не было, и сообщение было возможно только по морю на попутных плавсредствах. В МУРе имелся всего один небольшой деревянный бот с мало­ сильным двигателем да катер для плавания по Кольскому заливу. Бот в штормовую погоду в море не выпускался. Военные грузы и строительные материалы на побережье доставля­ лись главным образом из Мурманска или из Полярного гражданскими 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz