Мурманск и мурманчане в потоке времени : [краткая история в датах и фактах / авт.-сост. Е. Ф. Дудакова, Л. В. Журин ; подбор фот. Е. Ф. Дудаковой]. – Мурманск : Культура и образование, 2006. - 63, [1] с. : ил.

, Мурманск и мурманчане в потоке времени. (краткая история в датах и фактах) Возникновение Мурманска, города за Полярным кругом, связано с первой мировой войной. В ходе войны выходы России в Черное море оказались закрыты турками, в Балтийское немцами, и возникла необходимость в создании нового порта, который бы обеспечивал страну военными грузами и продовольствием. Это и заставило царское правительство вспомнить про Мурман. Для будущего города была выбрана удобная Семеновская бухта в незамерзающем Кольском заливе в 50 километрах от Баренцева моря. С севера и юга бухту закрывали от океанских ветров две возвышенности гора Горелая и Зеленый мыс. К востоку расположилась гряда сопок от 100 до 250 метров высотой. В XVI веке здесь находились рыболовные угодья саамов, коренных жителей края. В 1897 году на западном берегу Кольского залива возник поселок Дровяной (ныне один из микрорайонов города) и лесопильный завод купца Буторина - в то время единственное промышленное предприятие этих мест. На восточном берегу небольшая запань (заводь) Семеново место расположения будущего города. Длинная и пологая береговая линия была удобна для строительства портовых сооружений. Ширина и глубина Кольского залива в этом месте обеспечивала маневрирование и подход океанских кораблей. Несколько относительно ровных террас, уступами спускающихся к заливу, были пригодны для городских застроек. Озера, мелкие реки и ручьи могли обеспечить жителей питьевой водой. Весь этот природный ландшафт вместе со скалистыми сопками над гладью залива должен был вписаться в архитектуру нового города. В 1915 году началось строительство Мурманской железной дороги и морского торгового порта. Так начиналась история Мурманска и его жителей. Ы урманекая областная универсалъ ая ііаѵчаа* бнодиохена

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz