Журин, Л. В. Бери шинель, пошли домой... / Лев Журин. - Мурманск : Опимах, 2013. - 294, [1] с. : ил., портр., схемы.

ЧЕРНЕЙКИНА Л. И., служащая военизированной пожарной коман­ ды № 2 города Мурманска, погибла 13.04.1943 при отражении налёта не­ мецкой авиации на город. ШОРОХОВА Прасковья Степановна, 1922 года рождения, токарь су­ доремонтного завода Мурманского морского пароходства, призвана Мур­ манским ГВК 15.07.1942, санитарка партизанского отряда «Советский Мурман», пропала без вести при выполнении боевого задания в тылу противника 18.07.1944 в квадрате 3216. Забытый подвиг В 1939 году назревала война с соседней Финляндией. Мурманску в этом конфликте предстояло быть прифронтовым городом. Через него к финской границе потребуется переброска войск Ленинград­ ского военного округа. А город очень плохо был связан с западным берегом Кольского залива. Только на мысе Мишуков ютился неболь­ шой деревянный причал на сваях, без каких-либо грузоподъёмных средств. Оттуда на запад шла построенная сапёрами и заключённы­ ми грунтовая дорога. С 1938 года по 1941 год её довели только до реки Западная Лица. Далее до реки Титовка было 20 км бездорожья. Командующий 14-й армии генерал-лейтенант Фролов В. А., пред­ чувствуя надвигающуюся войну, неоднократно ходатайствовал пе­ ред командованием о строительстве моста через реку Тулома в по­ сёлке Кола. Но не нашлось денег, и мост не был построен. Когда началась Великая Отечественная война, причал на мысе Ми­ шуков не обеспечивал всё увеличивавшиеся транспортные нагрузки. В Коле сапёры оборудовали через реку Тулома паромную переправу. Но от неё к посёлку Дровяному и далее на Мишуково не было дороги. Сапёрные части отвлекать с фронта на строительство дороги нельзя. Было принято решение привлечь к этому мобилизованных в Мурманской и Архангельской областях бездетных трудоспособных женщин в возрасте от 18 до 35 лет. Трассу будущей дороги разбили на участки, на каждом установи­ ли жилые палатки с нарами из жердей и походные кухни. Автодоро­ гу длиной 22 км от Кольской переправы до Мишуковской дороги, мужественные женщины построили за три летних месяца 1941 года. Она была принята к эксплуатации инженерным Управлением Ка­ рельского фронта с высокой оценкой. Это малоизвестное и забытое строительство проходило в экстре­ мальных условиях Заполярья. У женщин-строителей совсем не было 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz