Журин, Л. В. Бери шинель, пошли домой... / Лев Журин. - Мурманск : Опимах, 2013. - 294, [1] с. : ил., портр., схемы.

В этом городе жил и работал его сын Владимир. Вначале он не смог приехать в Мурманск по состоянию здоровья из-за инвалидно­ сти. Но потом Владимир понял, что не сможет жить дальше, если не приедет на могилу отца. Обратился в Череповецкий горвоенкомат. Оттуда позвонили военному коменданту Вологды. Тот ответил: «Льготный проезд мы вам обеспечим». 22 июня 2002 года Владимир приехал в Мурманск. Областной военкомат обеспечил поездку на место захоронения микроавтобусом. Поисковики согласились пока­ зать дорогу. Первые 85 км быстро проехали по асфальту. Дальше была фронтовая дорога, которую с войны никто не ремонтировал. Это ямы, промоины, камни. Местами ещё не растаял снег. В одном из сугробов микроавтобус застрял. Ещё 2 километра шли пешком. Придя через 50 лет на могилу отца, находившуюся в 100 км от Мурманска на кладбище 10-й гвардейской стрелковой дивизии (квадрат 8860), Владимир попросил оставить его у могилы одного. Он рассказал отцу о себе, о своей семье, как жила и ждала его мама. Сын попросил у погибшего в 1942 году отца прощения за то, что при­ шёл к нему так поздно. МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА Главной высотой, на которой в 1941 году шли ожесточённые бои защитников Заполярья с горными егерями на Мурманском направ­ лении, была высота 314,9. Она господствовала над местностью на правом фланге 14-й армии. По мнению командира 52-й стрелковой дивизии полковника Вещезерского Г. А., эта высота сыграла на Мур- мане роль Пулковских высот в обороне Ленинграда. Вдоль безымянного ручья, вытекающего из озераДикого, в 1941 году сапёры проложили грунтовую дорогу. В 1965 году на её обочине я обна­ ружил забытую солдатскую могилу. И когда мне доводилось вести на 314-ю очередную экскурсию, мы к ней всегда возлагали цветы. Вот и в июле 1979 года я вёл на высоту группу экскурсантов из 30-ти человек. Вся дорога была забита дорожной техникой: экскава­ торами, бульдозерами, самосвалами, грейдерами. Вокруг толпились матросы Северного флота. Среди них был капитан 1-го ранга. Познакомились. Это был командир дорожно-строительной части Гольтяков Юрий Петрович. Его часть отрабатывала учебно-боевую задачу —ремонт фронтовой дороги от шоссе Мурманск —Печенга 13' 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz