Журин, Л. В. Бери шинель, пошли домой... / Лев Журин. - Мурманск : Опимах, 2013. - 294, [1] с. : ил., портр., схемы.
В район боев с мыса Мншуков ведёт единственная грунтовая до рога. Но над ней постоянно летают немецкие самолёты. Они бомбят и обстреливают из пулемётов автомашины, конные повозки, пешие подразделения и даже одиночных бойцов. Поэтому попасть из Мур манска на передовые позиции по дороге Мишуково —Титовка ле том 1941 года уже было героическим подвигом. Все, кому предстоя ло передвигаться по этой опасной дороге, желали лишь одного — нелётной погоды. На дороге имелось одно очень уязвимое место. Это деревянный сорокаметровый мост через реку Ура на 29-м километре (квадрат 7280). Он был пятипролётным, на четырёх рубленых кряжах, запол ненных камнями. 18 июля 1941 года 7 немецких бомбардировщиков сбросили на мост 28 авиабомб и разрушили его. Движение по дороге приостано вилось. Командующий 14-й армией генерал-лейтенант Фролов В. А. приказал восстановить мост силами подразделений 14-го и 31-го от дельных сапёрных батальонов. Руководить работой был назначен военный инженер майор Хмыров. Он понимал, что после восстанов ления мост снова будет разрушен. Единственный выход майор ви дел в строительстве прочной дамбы. Но для этого необходимы сталь ная арматура и цемент. А их в армии не было. Тогда майор нашёл более простое решение. Он решил построить в 15 метрах от разрушенного моста дамбу из булыжников, которых по обоим берегам реки было много. Но приказ восстановить мост майор Хмыров не имел права отменить. Поэтому одна группа сапёров, стоя по горло в холодной воде, строила новые кряжи. А другая —собирала камни и бросала их в реку. Сменяя друг друга, сапёры работали около суток. И вот из воды выросла каменная дамба длиной 80 и шириной 5 метров. Не ожидая восстановления моста, по дамбе сразу началось движение транспор та и пеших подразделений. К вечеру 19 июля в район дамбы из Мурманска пришёл 259-й ар мейский инженерный батальон. Две роты сапёров были направлены на строительство командного пункта 14-й армии и землянок 96-го хирургического госпиталя. Третью сапёрную роту лейтенанта Ду- бичева направили на восстановление моста через реку Ура. Не отдохнув после длительного марша, сапёры в 12 часов ночи приступили к работе. До утра они делали новые кряжи для моста и 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz