Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
91 В X-XIII вв. практика оказания церковной помощи стала развиваться через приходы, являющимися территориальной, административной и податной еди ницей. Приходская помощь была более открытой, в отличие от монастырской, в приходах сосредотачивалась не только церковная, но и общинная, граждан ская жизнь1. Приход выступал, таким образом, как общинный институт по под держке больных, немощных и других категорий нуждающихся. Летописи сохранили свидетельства благотворительной практики рус ских князей. Во времена святого равноапостольного князя Владимира, был заведен порядок, когда любой "убогий" мог приходить на княжеский двор и получать "всякую потребу и яства". Для больных, которые не могли дой ти до двора, продукты развозили по улицам княжеские люди. После Вла димира в русской истории был целый ряд других христолюбивых князей. Особенно прославился Владимир Мономах, который "был милостив к ни щим и убогим, не щадя имения своего, но все раздавая нуждающимся"2. Мономах завещал своим детям защищать вдов, сирот и убогих, кормить и поить всех приходящих к ним, посещать больных, не давать сильным гу бить слабых. Приемниками Мономаха в деле призрения больных и увеч ных стали Мстислав, Ростислав, Андрей Боголюбский, Дмитрий Донской, Иоанн Данилович (Калита) и другие. Во второй половине XII в. княжеская помощь претерпевает измене ния. Это обуславливается рядом причин: ростом монастырского и церков ного призрения, увеличением татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяинами-вотчинниками своего удела3. Из удельных князей своей добродетелью славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII в. в Киеве больничный монастырь. Князья осуществляли поддержку больных и калек посредством раздачи милостыни деньгами, кормлением на княжеском дворе, развозом продо вольствия. В период монголо-татарского нашествия и ига наряду с восста новлением городов, погребением убитых, выкупом русских из плена, они стали осуществлять строительство больничных монастырей. ' Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М. : Маркетинг, 2001. С. 35. 2Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В3 т. Т. 1. Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 1997. С. 74. 3Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М. : Маркетинг, 2001. С. 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz