Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
89 славян отсутствовали обычаи избавления от слабых здоровьем людей, в отличие от германцев и литовцев, которые считали отнять жизнь у таких людей подвигом сострадания. "Эти обычаи, - указывает С. М. Соловьев, - имели место у племен воинственных, которые не терпели среди себя лю дей лишних, слабых, увечных, не могших оказать помощь на войне, защи тить родичей, мстить за их обиды У славян в древнейшем периоде зародились формы помощи и по держки нуждающихся, основанные на культовых, общественно-родовых и хозяйственных формах поддержки. При их анализе можно составить представление об отношении к лицам с нарушениями в развитии. В основе отечественной традиции отношения к инвалидам лежит идея соборности, которая восходит к общинному коллективизму. Община опре делила ментальность русского человека: стремление к солидарности, под держке, уравнительству, братству народов2. Отсюда не случайно наиболь шее развитие получают общественные, общинные формы помощи не толь ко в дореволюционной, но и в постреволюционной России3. Эти объедине ния (общины), называвшиеся в одних славянских племенах задругами, а в других - вервями, создавались для осуществления общих дел, к числу которых относилась помощь нуждающимся4. Среди общинно-родовых форм помощи особое место отводилось "верви" - не только форме гражданского права, но и системе поддержки членами общины друг друга. Еще одной формой поддержки стала "обще ственная милостыня", выражающаяся в кормлении в течение трех дней за общинный счет нищих, больных и убогих во время праздников. Иными словами, в данный период уже имеют место неформальные правила и нор мы в отношении к тяжело больным и увечным людям, которые впоследст вии поощряются и закрепляются православной церковью. Начиная с X в. на Руси с разрушением родоплеменных отношений из меняются формы поддержки. Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые 1Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т. 1-2. М.: Голос, 1993. С. 91. 2Жигунова Г. В. Общественный идеал России в философских воззрениях славя нофилов : дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук, 00.09.03 ; Мурманский государственный технический университет. Мурманск: МГТУ, 2005. С. 23. 3Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М .: ВЛАДОС, 2001. С. 6. 4Там же. С. 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz