Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

84 учреждений, организация которых в равной мере необходима и ребенку, и молодому инвалиду. В молодости, когда индивид вступает в трудовую деятельность, значимую роль приобретает также производственная среда. Чем менее приспособлена окружающая среда к потребностям людей с инвалидностью, тем меньше у них шансов на успешную адаптацию. Отсутствие или недостаточность приспособлений внешней среды для нужд инвалидов, необходимых для их полноценного участия в общественной жизни, становятся причиной их социальной изоляции. Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслужива­ ния до конца 1990-х гг. не учитывала специфических потребностей инва­ лидов. В ряде случаев это привело к их обособленности от общества, лишив возможностей самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределы микрорайонов, а также возможностей трудоустройства. Изменения, произошедшие в России в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века позволили пересмотреть социальную политику в отношении инвалидов, изменить функционирование социальных институтов в соответствии с осознанными потребностями инвалидов. Рассмотренные выше проблемы, с которыми сталкиваются лица с ин­ валидностью ювенальной категории, соответствуют тем или иным соци­ альным ограничениям, барьерам, существующими в российском обществе. Это барьеры физического ограничения, трудовой сегрегации, малообеспе- ченности, недостаточной информации, а также эмоциональный, коммуни­ кативный, пространственно-средовой барьеры. В результате указанных барьеров лица с инвалидностью не имеют возможности полноценно функ­ ционировать в социуме: учиться, общаться, проводить досуг наравне со всеми, получать профессию, трудоустраиваться и т. д. Барьер физического ограничения представляет собой физические, сен­ сорные, либо интеллектуально-психические недостатки, мешающие индиви­ ду самостоятельно передвигаться и (или) ориентироваться в пространстве. По-настоящему инвалидом человек чувствует себя именно тогда, когда он не в состоянии справиться с самыми обычными делами без посторонней помощи1. Это ограничение требует использования приспособлений, облегчающих 1Табунова М. В. Комплексная социальная реабилитация инвалидов // Социальное обслуживание. 2004. № 1. С. 19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz