Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

82 в семье на Кольском Севере осложняется тем, что взрослые мужчины по­ долгу не бывают дома в силу профессии моряка, военного, геолога, олене­ вода. В такой ситуации женщина-мать в полной семье, как и в неполной, все функции берет на себя, пытаясь решить многочисленные проблемы. Появление в семье ребенка с инвалидностью неизбежно меняет при­ вычный уклад жизни его родителей. Чтобы обеспечить необходимый уход ребенку, родители или один из них вынуждены отказаться от профессио­ нальной самореализации, активного участия в общественной жизни. Чаще всего, в семьях с традиционными гендерными ролями, оставляют работу по избранным до рождения ребенка специальностям, матери больных де­ тей. Часть из них, отмечают исследователи, переходят на низкооплачивае­ мую, неквалифицированную работу. Учитывая, что неработающие родители, осуществляющие уход за ребенком, не имеют компенсаций или вознагра­ ждений за этот труд и фактически являются иждивенцами, женщины в данной ситуации чувствуют обреченность, ощущают себя ущемленными в средствах. Мужчинам же в кризисных экономических условиях нередко трудно соответствовать роли кормильца1. Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими семьями условия, их жизненный опыт несравним с опытом остальных. В их жизни гораздо больше рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Больной ребенок требует гораздо больше, чем здоровый, материальных, душевных и физических затрат. Люди, воспиты­ вающие ребенка-инвалида, становятся избирательными в общении, они сужают круг своих знакомых и чаще всего ограничиваются общением с родственниками. Им зачастую некогда думать о своих интересах и по­ требностях, что, в свою очередь, усиливает психологический дискомфорт и отрицательно сказывается на психическом развитии и социальной адап­ тации ребенка с инвалидностью. Ребенка-инвалида могут не принимать в семье, в которой он воспиты­ вается. А отказ от него и определение в специальное учреждение еще более усугубляет проблему, так как он оказывается в еще большей изоляции от общества, приводящей к нарушению его коммуникативных возможностей и формированию неадекватного представления об окружающем мире. 1 Симен-Северская О. В. Особенности первичной социализации людей с ин лидностью // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и прак­ тика/под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей, 2006. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz