Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
82 в семье на Кольском Севере осложняется тем, что взрослые мужчины по долгу не бывают дома в силу профессии моряка, военного, геолога, олене вода. В такой ситуации женщина-мать в полной семье, как и в неполной, все функции берет на себя, пытаясь решить многочисленные проблемы. Появление в семье ребенка с инвалидностью неизбежно меняет при вычный уклад жизни его родителей. Чтобы обеспечить необходимый уход ребенку, родители или один из них вынуждены отказаться от профессио нальной самореализации, активного участия в общественной жизни. Чаще всего, в семьях с традиционными гендерными ролями, оставляют работу по избранным до рождения ребенка специальностям, матери больных де тей. Часть из них, отмечают исследователи, переходят на низкооплачивае мую, неквалифицированную работу. Учитывая, что неработающие родители, осуществляющие уход за ребенком, не имеют компенсаций или вознагра ждений за этот труд и фактически являются иждивенцами, женщины в данной ситуации чувствуют обреченность, ощущают себя ущемленными в средствах. Мужчинам же в кризисных экономических условиях нередко трудно соответствовать роли кормильца1. Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с другими семьями условия, их жизненный опыт несравним с опытом остальных. В их жизни гораздо больше рухнувших надежд, невероятных трудностей, непреодолимых преград. Больной ребенок требует гораздо больше, чем здоровый, материальных, душевных и физических затрат. Люди, воспиты вающие ребенка-инвалида, становятся избирательными в общении, они сужают круг своих знакомых и чаще всего ограничиваются общением с родственниками. Им зачастую некогда думать о своих интересах и по требностях, что, в свою очередь, усиливает психологический дискомфорт и отрицательно сказывается на психическом развитии и социальной адап тации ребенка с инвалидностью. Ребенка-инвалида могут не принимать в семье, в которой он воспиты вается. А отказ от него и определение в специальное учреждение еще более усугубляет проблему, так как он оказывается в еще большей изоляции от общества, приводящей к нарушению его коммуникативных возможностей и формированию неадекватного представления об окружающем мире. 1 Симен-Северская О. В. Особенности первичной социализации людей с ин лидностью // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и прак тика/под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей, 2006. С. 68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz