Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
80 Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе са мом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он дол жен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроеци ровать на будущее154. Юношеский возраст (от 18 до 21 года) связан с продолжающимся процессом идентичности, проблемами самоопределения в профессиональ ном. дружеском плане, соизмерения возможностей с желаниями в получе нии профессии, самореализации творческого потенциала. Молодежный возраст (от 22 до 29 лет) - это период решения вопросов трудоустройства, вхождения в новые организации, коллективы, создания семьи, рождения детей. Здесь следует указать, что особенности заболевания накладывают свой отпечаток на каждый рассматриваемый возрастной период. В одном случае в молодежном возрасте имеется возможность отделения от роди тельской семьи и самостоятельного обеспечения, в другом —речь может не идти о самоопределении в случае зависимости от третьих лиц в жизне деятельности. Характерной особенностью всех этапов является перетека ние одних проблем в другие, их наслоение при нерешенности трудностей предыдущего этапа и нарастание дезадаптации. Говоря в целом о положении инвалидов ювенальной категории в Рос сии, все чаше употребляется термин "социальная депривация". Он подра зумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания детей, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов индивида, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, и, со ответственно, к недостаткам развития. "Дети с ограниченными возможно стями чаще всего становятся жертвами неблагоприятных условий социали зации, чей статус предполагает их неравенство на жизненном старте или дефицит возможностей для полноценного развития", —указывает в данной связи российский ученый155. 154Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс, 1996. С. 15. 155Лихошва В. П. Современные проблемы социальной адаптации подростков и юношей с нарушениями слуха // Проблемы российского общества: прошлое и совре менность : сб. науч. ст. Мурманск : НИЦ "Пазори", 2004. С. 132.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz