Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

79 часто не оценивая своего состояния, стремятся продолжить после школы обучение далеко от дома, выбирают профессию, по которой не смогут работать в дальнейшем"1. Серьезность ювенальной инвалидности очевидна, так как отклонения в физическом и психическом развитии накладываются на процесс развития психики и характера ребенка, влияет на его первичную и, далее, в моло­ дежном возрасте - вторичную социализацию. Проблемы детей и молодых инвалидов могут быть схожи, с одной стороны в специфике медицинских проявлений у лиц одинаковых наруше­ ний функций организма, уровне жизнеобеспечения, с другой, возможно­ стях внешней среды для независимого функционирования, с третьей. Тем не менее, они отличаются своей спецификой на разных возрастных этапах. Вообще, в российской науке отсутствует четкое понимание границ молодого поколения (детей, подростков, молодежи). Возрастные границы детства, юности, молодости разнятся в зависимости от ведущих видов дея­ тельности, возрастных кризисов, социальной ситуации развития, цен­ тральных новообразований. Однако если брать за основу ведущую дея­ тельность, то взрослый период жизни может начаться уже в 14 лет, с нача­ лом трудовой деятельности, когда россиянин получает паспорт и может реально трудиться. С 15 лет детей переводят из детской поликлиники во взрослую. В соответствии с законом о государственной статистике моло­ дость в России - это возраст до 30 лет, однако с медицинской точки зрения это уже первый этап зрелого возраста. Не вдаваясь в дальнейшие противоречия в определении возрастных границ ювенальной категории, будем придерживать­ ся следующей периодизации взросления: дети раннего возраста, дети подрост­ кового возраста, юношеский возраст и собственно молодежь. Дети раннего возраста (до 12 лет включительно) испытывают трудно­ сти, связанные с первичной социализацией, овладением навыками самооб­ служивания, самостоятельности, взаимодействием с другими людьми, игровой, учебной деятельностью. На этом этапе формируется доверие к миру, чувства уверенности в себе или, наоборот, неполноценности. Дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет) имеют трудности в са­ моопределении, самоидентификации, самопозиционирования перед свои­ ми сверстниками. Этот период - приобретения чувства идентичности. 1Колесник Н. Т. Психологическое обеспечение коррекционной работы с детьми- инвалидами // Социальное обслуживание. 2009. № 1. С. 51.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz