Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

78 реакции, иногда самообвинение. Они не импульсивны, сильнее подверже­ ны психотравмирующим ситуациям. И такие характеристики можно дать любым заболеваниям1. Дети с инвалидностью по-разному проявляют отношение к своему заболеванию, в разной мере осознают и признают факт болезни. Наиболее часто дети с инвалидностью, за исключением тяжелых заболеваний психо­ неврологического профиля, используют механизмы отчуждения, вытесне­ ния, проекции, идентификации, отрицания, рационализма. При отчуждении ребенок накапливает новую информацию о своих внутренних особенностях функционирования организма. При вытеснении переживания детей связаны не с очевидными фактами болезни, а с непо­ нятной или неприятной информацией - уколах, врачах, операциях и т. п. Проекция выражается в приписывании своих переживаний, чувств, прояв­ лений болезни детям с такими же заболеваниями. Идентификация выража­ ется в приписывании себе качеств героев кинофильмов, литературных произведений, знакомых людей. Ребенок в данном случае хочет быть похожим на этих людей: "Я буду сильным, граф Монте Кристо, и не буду плакать". Механизм отрицания характеризуется отвержением болезни, проявляющемся в двух крайних вариантах. В первом случае дети могут не верить как в сам факт заболевания, и стараются не менять образа жизни, увлечений, круга общения. Во втором случае дети отрицают болезнь, но не стремятся бороться за свое существование, чаще пассивны, чем активны. Нередко это выражается в полном отказе от общения с окру­ жающими, от участия в развлекательных и познавательных мероприятиях. Рационализм проявляется в понимании всех неприятностей заболевания и успешном приспособлении к новым условиям2. У детей и молодых людей с инвалидностью чаще наблюдается пере­ оценка возможностей своего здоровья и недооценка болезни и самой инва­ лидности. "Дети-подростки, - отмечает в этой связи Н. Т. Колесник, - 1Смага А. А. Особенности социально-педагогической работы с детьми-инвалвдами в образовательных учреждениях // Комплексная реабилитация детей-инвалидов в усло­ виях учреждений социального обслуживания семьи и детей. Региональная комплексная программа "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы. Подпрограмма "Дети- инвалиды" / сост. Jl. Е. Чиркова. Мурманск : Изд-во МОИПКРО, 2005. С. 18. 2 Колесник Н. Т. Психологическое обеспечение коррекционной работы с детьми- инвалидами // Социальное обслуживание. 2009. № 1. С. 53-54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz