Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
66 Социальное исключение - это процесс депривации социальных субъ ектов от престижных, социально одобряемых ценностей. Он сопровожда ется стигматизацией индивидов или социальных групп, ведет к самоизоля ции, маргинализации идентичности и отражается в паттернах социального поведения изолируемых. Разнообразные практики социального исключе ния формируют ограничивающую среду, как в системе занятости, так и в сфере культурного потребления1. Формы социального исключения многообразны. В научной литерату ре и современных исследованиях рассматриваются в основном следующие возможные современные сферы и способы экономического, социального, правового исключения: исключение из системы производства (безработи ца); исключение из системы потребления (нищета); исключение из соци ального общения в семье, соседстве; исключение из системы образования (низкие шансы, система селективного обучения, профессиональные оценки медиков, педагогов, психологов); исключение из области принятия реше ний; исключение из сферы медицинского обслуживания (ограничение дос тупа к медицинским услугам). Агентами исключения может быть государ ство в целом, местное сообщество, отдельные социальные группы и орга низации, группы, наделенные обычаями и традициями выступать носите лями норм (например, старейшины)2. Культурные параметры отношения к исключению в современной России рассмотрены в работах С. С. Ярошенко (отношение к бедным) и И. Н. Тарта- ковской (гендерные стереотипы и стили жизни). В исследовании Т. А. Доб ровольской и Н. Б. Шабалиной в 1991 г. отмечена нетерпимость российских респондентов по отношению к самой идее сосуществования с нетипичными людьми. Респонденты высказали отрицательное отношение к тому, чтобы инвалид был их родственником (39 %), соседом по квартире (37 %), началь ником (29 %), представителем органов власти (27 %), подчиненным (22 %), учителем ребенка (20 %), коллегой (14 %), соседом по дому (10 %), 1Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России: (Теория наблюдения, биогр. интервью. Советы студентам) / Российская акад. наук, Ин-т социологии, Гос. акад. ун-т гуманитар, наук, науч.-образоват. центр по спе циальности "Социология"; под ред. В. А. Ядова. М. : ТАУС, 2009. С. 59. 2Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России: (Теория наблюдения, биогр. интервью. Советы студентам) / Российская акад. наук, Ин-т социологии, Гос. акад. ун-т гуманитар, наук, науч.-образоват. центр по спе циальности "Социология"; под ред. В. А. Ядова. М. : ТАУС, 2009. С. 63.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz