Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
65 Как показывают исследования отечественных ученых, не только инвалиду, но и всей его семье приписываются определенные конвенцио нальные атрибуты, что указывает на действие стигмы рода (стигма племе ни у И. Гоффмана). Нетипичность, ненормальность, инаковость предстают как подвижные социально-исторические условности, которые становятся объективным фактом с помощью определенных практик, воспроизводя тем самым и свою противоположность: общество типичных, нормальных, тож дественных. Исторически исключение инаковых было сопряжено с возведением физических барьеров между ними и "нормальными". Со временем клейме ние стигмой по живому телу, как когда-то в древней Греции, сменяется на социальную стигматизацию: стигма начинает означать не телесное про явление недостатков, а, скорее, социальное приписывание индивиду или группе атрибутов позора и бесчестья. В бесконечных вариациях стигмы, включая те, что имели в виду греки, остается все то же: "нормальные" убеждены, что человек со стигмой - не совсем человек. Исключение сегодня реализуется в практиках дискриминации и соци ального насилия и приобретает политический смысл, однако, не всегда распознается участниками социальной коммуникации. Границы исключе ния, возводимые сегодня, в большей степени символические, что отнюдь не делает их слабее. На смену рациональному контролю государства через заключение в темницы и принудительные работы пришли государствен ные программы, делающие отношения исключения легитимными'. То, как на практике происходит классификация индивидов по признаку соответствия норме, показывает способ воспроизводства этих границ, а зна чит, и самого общества. Отсюда ясно, что культура как репродукция опыта означивания делает вещи не столько тем, что они есть на самом деле, но про изводным знания о том, чем они не являются. Исключение является, пожа луй, базовым принципом повседневности. Оно формируется и закрепляется социальными институтами. Его смысл - в разграничении правильного от "неправильного", "своих" от "чужих", в формировании собственной идентичности. 1 Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России: (Теория наблюдения, биогр. интервью. Советы студентам) / Российская акад. наук, Ин-т социологии, Гос. акад. ун-т гуманитар, наук, науч.-образоват. центр по спе циальности "Социология"; под ред. В. А. Ядова. М. : ТАУС, 2009. С. 58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz