Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
64 М. Фуко исследует практику отношения к сумасшедшим в историче- ски-временном интервале, сначала с вынесением социального, а затем уже и медицинского диагноза душевнобольным людям. Вплоть до VIII в. ума- лишенность воспринималось обществом как социальная опасность, потому использовались практики изоляции: людей с помешательством сажали в тюрьмы или помещали в госпитали, где приковывали цепями к стенам камер или кроватям. Данные меры, по мнению М. Фуко, не носили кара тельного характера, но призваны поставить жесткие физические границы безумцу, впавшему в бешенство и ярость'. Начиная с конца VIII века, в мире появились психиатрические лечебницы, где к таким людям стали от носиться с большим пониманием, пришло осознание того, что они больны. Таким образом, М. Фуко приходит к выводу о том, что с изменением пони мания сути проблемы безумия, изменяются и практики отношения к ним. Р. Декарт сводит безумие к безмолвию. Безраздельное воцарение разума, считает Р. Декарт, сопровождалось полным разрывом отношений с неразумностью, безумец стал социально опасным типом. Ф. Паркин в 1979 г. определяет исключение как попытку одной груп пы сохранить и защитить свою привилегированную позицию за счет ка кой-то группы через ее подчинение. Ответная реакция на действия по ис ключению называется узурпацией, подразумевающей использование вла сти в отношении вышестоящих групп. Исключение и узурпация - две ос новные формы коллективного способа действия одной группы против дру гих претендентов на ресурсы и вознаграждения, называемое социальным ограждением2. И. Гоффман разделяет стигму физического дефекта, предварительных записей (приписывание черт характера на основании информации о про шлом человека: например, слабая воля, доминирование, бесчестность) и племени (по принадлежности к расе, стране, религии). Атрибуты, припи сываемые телу и поэтому приобретаемые в действительности, делают его, во-первых, другим и, во-вторых, менее желательным. Таким образом, про исходит редуцирование человека, представление его недочеловеком. ' См.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Вступ. ст. 3. Сокулер, пер. с фр. И. Стаф. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 160. 2 См.: Parkin F. Marxism and Class Theory: A Bourgeois Critique. N.Y.: Colum University Press, 1979. P. 23-30.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz