Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

62 рассыпанную на отрезки, или фрагменты (strips), эмпирическую реальность в определении ситуаций. На этой основе становится возможным и соци­ альное взаимодействие, связанное с пониманием. И. Гофман говорит о "ключах" (keys) и "переключениях" (keyings) фреймов - соотнесении вос­ принимаемого события с его идеальным смысловым образцом. Key - это ключ, обозначающий тональность межличностного общения. Keying - транспозиция темы из одной тональности в другую. Keying означает также настройку распознавания ситуации. Хотя мы видим одни события, мы имеем основания ("ключи") говорить, что на самом деле они означают совсем иное: мы создаем нереальный мир, чтобы понимать мир реальный, и настраиваем эту процедуру так, как настраивается музыкальный инструмент'. В повседневной практике индивиды, вовлекаясь в ту или иную дея­ тельность, могут по-своему интерпретировать социальную реальность, дезорганизуя в конечном итоге социальную ситуацию. И. Гофман обратился к специфической форме искажений в повседневном опыте, связанных с определением способностей человека. Когда о человеке судят исключи­ тельно на основе оценки его способностей, как сложилось в медицинской модели в случае с инвалидами, и при этом не учитывается его собственное мнение, возникает систематическое продолжительное смещение фрейма, приводящее к изменениям в самой личности. Исследователь приводит ситуацию, произошедшую в интернате для умственно отсталых штата Ай­ дахо, где был обнаружен мужчина с коэффициентом интеллектуального развития (IQ) 135 баллов. Его взяли в интернат в детстве по настоянию ро­ дителей, которые считали его умственно неполноценным, но лишь тридцать лет спустя выяснилось, что он был лишь глуховат. В результате, несмотря на высокий IQ, тридцать лет пребывания в закрытом заведении сделали это­ го пациента социально неадекватным. "Подобные роковые ошибки проис­ ходят практически везде, где организационная машина, действующая как сортировочное устройство, оценивает человека и решает, какова будет его дальнейшая жизнь", - заключает И. Гофман2. Таким образом, общество, отмечая отсутствия некоторых способностей у индивидов, лишает их в ко­ нечном итоге "нормальной" жизни и принуждает их к определенному типу поведения. Чаще всего это происходит в результате недостатка информа­ ции, как показано в приведенном примере. 1Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / пер. с англ.; под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. М .: Инсппут социологии РАН, 2003. С. 44. 2Там же. С. 549.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz