Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

59 ществления различных социальных взаимодействий; знакомства с кон­ кретными условиями и содержанием социальных процессов, проходящих в обществе; приобретения навыков формирования моделей поведения, адекватных ситуации решения существующих проблем1. Категория практики была подхвачена структурализмом Леви-Стросса и стала центральным понятием различных школ. Так, Ю. Хабермас считал основанием всей социокультурной жизни коммуникативное действие, кото­ рое является описанием развертывания "жизненного мира", который вос­ производит культуру, общество и личность, способствует координации дей­ ствий субъектов социальной ситуации. Типичность и интерсубъективность, по мнению Ю. Хабермаса, лежащие в основе социальных практик, делают практики самоочевидными и стереотипными действиями людей с использо­ ванием всех известных средств как вещественных или материальных (пред­ меты, материальные носители образов и идей), так и символических или ду­ ховных (языка, традиций, ценностей, правил и норм). В связи с этим соци­ альные практики воспроизводят упорядоченность "жизненного мира" благодаря привычному поведению или механизмам "хабитулизации", т. е. опривычивания2. Из интерсубъективных значений, являющихся цен­ тральными для данного "понимания" общества, выстраивается сама соци­ альная действительность, в которой общество заполнено системой смыслов и событий, образующих повседневный жизненный мир людей. Становлению современной практической парадигмы способствовала теория культурных изменений М. Вебера. Основное отличие между кон­ цепциями культурных изменений у М. Вебера, К. Маркса и Э. Дюркгейма в том, что последние относятся к убеждениям и верованиям как последст­ виям действий социальных сил, в то время как М. Вебера, в основном, интересуют происхождение и трансформирующая роль духовной жизни. Согласно М. Веберу, люди придают форму социальной жизни посредством своих верований, ценностей или убеждений. В социологической концепции понятие практики символизирует попытки найти компромисс между объективизмом системно-структуралистского 1Передерий В. А. Конструирование идентичности в поле различных социальных практик студенческой молодежи: дисс. канд. социол. наук по специальности 22.00.04 / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2008. С. 87. 2См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / пер. с нем. Ю.С. Медведева; под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. С. 87.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz