Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
59 ществления различных социальных взаимодействий; знакомства с кон кретными условиями и содержанием социальных процессов, проходящих в обществе; приобретения навыков формирования моделей поведения, адекватных ситуации решения существующих проблем1. Категория практики была подхвачена структурализмом Леви-Стросса и стала центральным понятием различных школ. Так, Ю. Хабермас считал основанием всей социокультурной жизни коммуникативное действие, кото рое является описанием развертывания "жизненного мира", который вос производит культуру, общество и личность, способствует координации дей ствий субъектов социальной ситуации. Типичность и интерсубъективность, по мнению Ю. Хабермаса, лежащие в основе социальных практик, делают практики самоочевидными и стереотипными действиями людей с использо ванием всех известных средств как вещественных или материальных (пред меты, материальные носители образов и идей), так и символических или ду ховных (языка, традиций, ценностей, правил и норм). В связи с этим соци альные практики воспроизводят упорядоченность "жизненного мира" благодаря привычному поведению или механизмам "хабитулизации", т. е. опривычивания2. Из интерсубъективных значений, являющихся цен тральными для данного "понимания" общества, выстраивается сама соци альная действительность, в которой общество заполнено системой смыслов и событий, образующих повседневный жизненный мир людей. Становлению современной практической парадигмы способствовала теория культурных изменений М. Вебера. Основное отличие между кон цепциями культурных изменений у М. Вебера, К. Маркса и Э. Дюркгейма в том, что последние относятся к убеждениям и верованиям как последст виям действий социальных сил, в то время как М. Вебера, в основном, интересуют происхождение и трансформирующая роль духовной жизни. Согласно М. Веберу, люди придают форму социальной жизни посредством своих верований, ценностей или убеждений. В социологической концепции понятие практики символизирует попытки найти компромисс между объективизмом системно-структуралистского 1Передерий В. А. Конструирование идентичности в поле различных социальных практик студенческой молодежи: дисс. канд. социол. наук по специальности 22.00.04 / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2008. С. 87. 2См.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / пер. с нем. Ю.С. Медведева; под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. С. 87.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz