Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

55 1.3. Социальные институты и практики инвалидности Категория "социальный институт" претерпела в XX в. значительные изменения в результате динамичных преобразований социальных практик. Как известно, основные социальные институты общества, - производ­ ство, семья, государство, религия, образование, - функционируют благодаря множеству повседневных социальных практик. Так, институт социальной защиты не может обойтись без значимых практик по оказанию социальной помощи и поддержки, социального обслуживания, социальной реабилита­ ции лиц с инвалидностью, в ходе осуществления которых используются многочисленные технологии социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В самом широком понимании практики - это все, что делают люди, используя как вещественные (предметы, вещи), так и символические (язык, нормы, традиции) средства1. Это многообразие способов реализации чело­ веческого бытия в различных формах закрепления, воспроизводства и раз­ вития человеческого опыта, процесс накапливаемого и накопленного опы­ та людей в условиях их жизни, в средства их деятельности, в схемы их са­ моутверждения2. При этом рациональность содержится не в самих практи­ ках, а в знании о них: "Логика свойственна не институтам... но способу рефлексии по их поводу", —отмечали в этой связи П. Бергер и Т. Лукман3. Природа социальных практик такова, что они в равной мере консти­ туируются как действием, так и структурой (возникшей общностью - результатом и следствием взаимодействия). Следовательно, можно утвер­ ждать, что социальные практики обеспечивают повседневный, привыч­ ный социальный порядок, воспроизводят в нормативном, социально­ культурном плане саму действительность. Поэтому важнейшей из их функций будет функция контроля за человеческим поведением, благодаря 1Петров А. В. Социальные практики молодежи. Теоретические вопросы. Красно­ дар : Изд-во КубГУ, 2005. С. 68. 2Подхомутникова М. В. Легитимация неформальных практик в сознании моло­ дежи // Актуальные проблемы социального развития Российской молодежи и пути оп­ тимизации государственной молодежной политики: материалы межрегиональной науч­ но-практической конференции (г. Краснодар, 24 апреля 2009 г.). Краснодар: Просвеще­ ние-Юг, 2009. С. 148. 3Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социо­ логии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Academia-Центр "Медиум", 1995. С. 108.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz