Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

54 институциональной матрицы - это социальные институты, характеризую­ щиеся различным уровнем формализации. Объединяющим элементом ин­ ституциональной матрицы выступает проблема инвалидности, которая имеет явно выраженные институциональные признаки: статус инвалида законодательно закреплен в правовой системе государства. В рамках соци­ альных институтов, представленных в данной модели, осуществляются сложнейшие социальные, социально-психологические и социокультурные процессы, к числу которых относятся образование, воспитание, социализа­ ция, самоопределение и формирование социальной идентичности индиви­ да, его адаптация и социальная интеграция. Однако данная модель, на наш взгляд, нуждается в доработке. В част­ ности, в ней не нашли отражение институты социальной политики, эконо­ мики, гражданского общества, вне которых не мыслится жизнеобеспече­ ние и жизнедеятельность инвалидов. Представляется также целесообраз­ ным выделить отдельно институт физкультуры и спорта, обладающий зна­ чительным потенциалом в деле социальной реабилитации и интеграции инвалидов. Кроме того, институциональная матрица может быть дополне­ на практиками, которые лица с инвалидностью осуществляют в рамках то­ го или иного социального института. Данное дополнение позволит создать целостную картину инвалидности как явления социальной реальности и увидеть степень и специфику социальной активности в социуме интере­ сующей нас категории лиц. Таким образом, деятельность человека с инвалидностью осуществля­ ется в рамках социальных институтов, устанавливающих формальные и неформальные правила социальной деятельности. Одним из таких институ­ тов выступает институт инвалидности, имеющий все институциональные кри­ терии и выполняющий специфические функции, которые направлены на под­ держание жизнедеятельности лиц с инвалидностью. На основе сложившихся правил и норм в отношении к лицам с инвалидностью формируются стереоти­ пы восприятия отдельных индивидов и социальных групп с нетипичными со­ циальными, психологическими или физическими характеристиками, а также складываются направления социальной политики в отношении данных лиц. Образцы поведения и стереотипы восприятия закрепляются в структуре обще­ ственного сознания в процессе социокультурного развития общества, которые передаются индивидам в процессе социализации и воспроизводятся далее в их повседневных практиках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz