Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
49 Статус, или социальная позиция является ключевым понятием, рас крывающим место личности в социальной структуре. Социальные позиции представляют собой относительно устойчивые, регулярно повторяющиеся образцы социальных действий. Комплекс взаимосвязанных позиций и ре гулирующих их норм и правил поведения в жизненно важных областях не возможно осуществить без анализа социальных институтов. Статус инвалидности квалифицируется как приобретенный, поскольку его освидетельствуют и подтверждают, его можно приобрести или ли шиться. Структурные условия, в которых происходит эта статусная дина мика, не являются раз и навсегда определенными или общепринятыми, но должны рассматриваться в сравнительной перспективе, варьируясь от одной модели социальной политики к другой, в зависимости от социальных определений инвалидности, уровня развития здравоохранения, социального обеспечения, образования, нормативов строительства и транспорта. Вытекающие из статуса социальные роли инвалида являются специ фическими, на них накладывает отпечаток характерный для социальной среды лиц с инвалидностью способ действий, связанные с данным соци альным статусом убеждения, взгляды, предрассудки. Необходимо отметить, что множество доминирующих в современном обществе позиций достигается благодаря неким универсальным критериям, дающим равные шансы каждому потенциальному кандидату. Одним из таких критериев является физическое здоровье, ресурс, которым лица с инвалидно стью не обладают в значительной мере. Таким образом, общество заведомо предоставляет одним, более здоровым, физически развитым индивидам, большие шансы на самореализацию и достижения, нежели другим. В функционализме роль подчеркивает нормативные ожидания, связан ные со специфическим положением индивида, и способ, которым роли опре делены социальными институтами. Согласно Т. Парсонсу, институализиро ванные образцы поведения (статус, роли) образуют главное содержание социальной структуры, так как именно они устанавливают границы вариации социального действия, которое перестает носить случайный характер, так как направляется и регулируется нормативными требованиями институциональ ных образцов. Отсюда - первостепенная значимость изучения институцио нальной структуры, т. е. различных взаимосвязанных между собой комплек сов социальных ролей-статусов для понимания общественной жизни, поскольку именно эта структура интегрирует социальные действия индивидов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz