Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

49 Статус, или социальная позиция является ключевым понятием, рас­ крывающим место личности в социальной структуре. Социальные позиции представляют собой относительно устойчивые, регулярно повторяющиеся образцы социальных действий. Комплекс взаимосвязанных позиций и ре­ гулирующих их норм и правил поведения в жизненно важных областях не­ возможно осуществить без анализа социальных институтов. Статус инвалидности квалифицируется как приобретенный, поскольку его освидетельствуют и подтверждают, его можно приобрести или ли­ шиться. Структурные условия, в которых происходит эта статусная дина­ мика, не являются раз и навсегда определенными или общепринятыми, но должны рассматриваться в сравнительной перспективе, варьируясь от одной модели социальной политики к другой, в зависимости от социальных определений инвалидности, уровня развития здравоохранения, социального обеспечения, образования, нормативов строительства и транспорта. Вытекающие из статуса социальные роли инвалида являются специ­ фическими, на них накладывает отпечаток характерный для социальной среды лиц с инвалидностью способ действий, связанные с данным соци­ альным статусом убеждения, взгляды, предрассудки. Необходимо отметить, что множество доминирующих в современном обществе позиций достигается благодаря неким универсальным критериям, дающим равные шансы каждому потенциальному кандидату. Одним из таких критериев является физическое здоровье, ресурс, которым лица с инвалидно­ стью не обладают в значительной мере. Таким образом, общество заведомо предоставляет одним, более здоровым, физически развитым индивидам, большие шансы на самореализацию и достижения, нежели другим. В функционализме роль подчеркивает нормативные ожидания, связан­ ные со специфическим положением индивида, и способ, которым роли опре­ делены социальными институтами. Согласно Т. Парсонсу, институализиро­ ванные образцы поведения (статус, роли) образуют главное содержание социальной структуры, так как именно они устанавливают границы вариации социального действия, которое перестает носить случайный характер, так как направляется и регулируется нормативными требованиями институциональ­ ных образцов. Отсюда - первостепенная значимость изучения институцио­ нальной структуры, т. е. различных взаимосвязанных между собой комплек­ сов социальных ролей-статусов для понимания общественной жизни, поскольку именно эта структура интегрирует социальные действия индивидов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz