Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
46 требования, предъявляемые в виде медико-социальных, правовых и социо культурных норм, соответствие которым обеспечивает успешность процес са вертикальной социальной мобильности человека в течение жизни. Инва лидность является отрицательным фактором, препятствующим восхожде нию человека и с инвалидностью по социальной лестнице. Обобщение приведенных выше подходов нашло свое отражение в оп ределении социального института, данного В. Н. Петровым, представляю щим социальный институт как систему принятого и распространенного в культуре регламентированного и контролируемого регулирования отношений между участниками взаимодействий, включающая ценностно-нормативные ус: тановления и функциональную структуру социальных позиций, закреплен ных за ними статусов и ролей, осуществляющих контролируемую деятель ность в целях надежного, устойчивого, предсказуемого по объему и качеству удовлетворения многообразных потребностей людей1. Иными словами, социальные институты представляют собой: а) социаль ные установления (ценности, нормы, правила, обычаи и традиции); б) функ циональную структуру социальных позиций, закрепленных за ними статусов и ролей; в) формальную или неформальную организацию; г) систему контроля. Всем этим требованиям соответствует деятельность, связанная с функционированием и удовлетворением потребностей инвалидов, потому инвалидность представляется также одним из социальных институтов, имеющей своей основной функцией поддержание и организация жизне деятельности лиц с инвалидностью и членов их семей. Рассмотренные выше институциональные концепции составляют инсти туциональную методологию изучения проблемы инвалидности и в совокупно сти позволяют сформировать системное представление об этом социальном яв лении. Проблема инвалидности представляется как многоуровневое явление, включая в себя следующие уровни: инвалидность как социальная проблема, ин валидность как предмет социальной политики, инвалидность как социальный институт, инвалидность в контексте институциональной структуры общества2. 1Петров В. Н. Инсптгуциональные трансформации в современной России: проекты и реальность, противоречия и конфликты // Социология социальной реальности: методоло гия, теория, методика исследований явлений и процессов: сб. ст. и материалов преподава телей, аспирантов и соискателей кафедры социологии КубГУ. Т. 1 / под ред. В. Н. Петрова, Е. М. Куликова, В. Н. Ракачева. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. С. 109. Кантемирова И. Б. Детская инвалидность в современной России: институцио нальный подход к социальному конструированию явления: Автореферат дисс. к. соц. н. / 22.00.04. Краснодар, 2006. С. 18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz