Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
45 Т. Парсонс выделяет три основных института: культурные; релацион- ные (институты отношений), определяющие взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов; регулятивные, существующие для интеграции коллективов через регулирование интересов социальных акто ров, подразделяющиеся на инструментальные, экспрессивные, моральные1. Институт инвалидности соответствует критериям и культурного, и релаци- онного, и регулятивного. 3. Различия в занимаемых индивидами объектно-субъектных позици ях в рамках конкретных социальных институтов или категория роли, отно сительно понимания социального института (П. Сорокин, Ч. Миллс). Чарльз Миллс отмечал, что "институтом будет называться комплекс ин ституциональных ролевых интегрантов, который имеет стратегическое струк турное значение в данной социальной системе"2. В данной связи необходимо отметить, что в сложившихся российских условиях лицам с инвалидностью приходится играть пассивные роли. В значительной степени это зависит от ус пешности функционирования институтов, отвечающих за адаптацию и инте грацию людей с ограниченными возможностями в социальную среду. Ролевые требования-ожидания по отношению к людям с ограниченными возможно стями здоровья со стороны полноценных членов общества связаны с явлением социальной стигматизации. Роль инвалида в таком случае свидетельствует об определенной социальной недостаточности, т. е. неспособности индивида полностью или частично выполнять "обычные" функции полноценного члена общества или отдельного социального института (например, в рамках эконо мических институтов через трудовую деятельность)3. В концепции Питирима Сорокина применительно к изучаемой про блеме инвалидности, показано, что, помимо базовых институтов, обеспе чивающих вертикальную социальную мобильность индивида, существуют дополнительные факторы, оказывающие влияние на процесс распределения ролей в рамках общества в целом и в различных сферах общественной жизни. Такими факторами для инвалида выступают формальные и неформальные Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. С. 125-133. Миллс Ч.. Высокая теория // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 148. Кангемирова И. Б. Детская инвалидность в современной России: институциональ ный подход к социальному конструированию явления: дис. к. соц. н. / 22.00.04. Краснодар,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz