Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

45 Т. Парсонс выделяет три основных института: культурные; релацион- ные (институты отношений), определяющие взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов; регулятивные, существующие для интеграции коллективов через регулирование интересов социальных акто­ ров, подразделяющиеся на инструментальные, экспрессивные, моральные1. Институт инвалидности соответствует критериям и культурного, и релаци- онного, и регулятивного. 3. Различия в занимаемых индивидами объектно-субъектных позици­ ях в рамках конкретных социальных институтов или категория роли, отно­ сительно понимания социального института (П. Сорокин, Ч. Миллс). Чарльз Миллс отмечал, что "институтом будет называться комплекс ин­ ституциональных ролевых интегрантов, который имеет стратегическое струк­ турное значение в данной социальной системе"2. В данной связи необходимо отметить, что в сложившихся российских условиях лицам с инвалидностью приходится играть пассивные роли. В значительной степени это зависит от ус­ пешности функционирования институтов, отвечающих за адаптацию и инте­ грацию людей с ограниченными возможностями в социальную среду. Ролевые требования-ожидания по отношению к людям с ограниченными возможно­ стями здоровья со стороны полноценных членов общества связаны с явлением социальной стигматизации. Роль инвалида в таком случае свидетельствует об определенной социальной недостаточности, т. е. неспособности индивида полностью или частично выполнять "обычные" функции полноценного члена общества или отдельного социального института (например, в рамках эконо­ мических институтов через трудовую деятельность)3. В концепции Питирима Сорокина применительно к изучаемой про­ блеме инвалидности, показано, что, помимо базовых институтов, обеспе­ чивающих вертикальную социальную мобильность индивида, существуют дополнительные факторы, оказывающие влияние на процесс распределения ролей в рамках общества в целом и в различных сферах общественной жизни. Такими факторами для инвалида выступают формальные и неформальные Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. С. 125-133. Миллс Ч.. Высокая теория // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 148. Кангемирова И. Б. Детская инвалидность в современной России: институциональ­ ный подход к социальному конструированию явления: дис. к. соц. н. / 22.00.04. Краснодар,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz