Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

44 Определение института, данное Гербертом Спенсером, делает акцент не на структурных элементах социального института, а на роли и функци­ ях этого образования в обществе. Под институтом он понимал социальную организацию, рожденную в обществе для борьбы за существование. Они писал: "В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регули­ рующая система..."1. Функции социальной системы социолог сводил к трем основным: регулятивная, производящая и распределяющая. В зави­ симости от функций, Г. Спенсер подразделял институты на шесть основ­ ных групп: домашние, обрядовые, профессиональные, промышленные, по­ литические, церковные. В контексте теории Г. Спенсера потребности ин-; валидов, как и иных лиц, удовлетворяются во всех приведенных группах институтов, однако первые два имеют большее значение, так как осущест­ вляют функции социализации и регуляции поведения в отношении людей с инвалидностью в обществе. Говоря о социальной организации и порядке человеческого сотрудничества, Г. Спенсер предполагает не сознательное, планируемое и целенаправленное сотрудничество индивидов, групп и ин­ ститутов, а тот естественный спонтанный макропорядок, масштабы кото­ рого и сроки эволюционного формирования выходят за пределы воспри­ ятия отдельных людей и не зависят от них2. В отличие от Г. Спенсера, Т. Парсонс в своей концепции обосновыва­ ет структурированность и функциональную определенность социальных институтов как составляющих базовых элементов общественного макро­ порядка, т. е. структурированность социальной реальности. "Общество должно предоставлять индивидам набор ролевых возможностей, - указы­ вает Толкотт Парсонс, - достаточный как для реализации их фундамен­ тальных личностных потребностей на всех этапах жизненного цикла без выхода за рамки общества, так и для реализации потребностей самого об­ щества"3. Для социолога самые главные социальные институты - это те, которые непосредственно формируют отношения взаимодействий соци­ альной системы, определяя статусы и роли сторон в этом процессе4. 1Spenser Н. First principles. New York, 1898. P. 46. 2История теоретической социологии: в 5 т. Т. 2: Социология XIX века. Профес­ сионализация социально-научного знания / отв. ред. и сост. Ю. И. Давыдов. М. : Ма­ гистр, 1997. С. 260. 3Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Теоретиче­ ская социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. Ч. 2. С. 22. 4Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. С. 125.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz