Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

42 их идти проторенными путями, которые общество считает желательными"1. А. Гелен делает акцент на формализованной стороне социального института - формализованных привычках. Если в концепциях Д. Норта и Т. Эггертссона речь идет, прежде всего, о правилах и ограничениях, предлагаемых институ­ тами обществу, то А. Гелен, в первую очередь, выделяет понятие потребности, что больше сближает его концепцию с теорией Я. Щепаньского. Джеффри Ходжсон трактует институты как "явно или неявно заданные ограничения, которым подчиняются действия рационального расчетливого индивида"2. Если в большинстве теорий институтам дается негативная оценка за счет того, что их считают границами или ограничениями, сдерживающими поведение, то Дж. Ходжсон, напротив, утверждает, что "институты скорее внутреннее содержание социальной жизни, нежели ее границы"3. Таким образом, на основе рассмотренных концепций можно заключить, что жизнедеятельность лиц с инвалидностью осуществляется в определенных границах, установленных социальными институтами. Подразделяются соци­ альные институты с точки зрения формализации правил и ограничений на формальные, неформальные или частично формализованные институты. 2. Следующий критерий - функциональная определенность, спосо и возможности удовлетворения потребностей индивидов (Т. Веблен, Г. Спенсер, Дж. Ролз, Т. Парсонс). Совокупность институтов составляет сеть функциональных связей, определяющих основные каналы сотрудни­ чества, взаимодействия и обмена между людьми, характеризующих строе­ ние и базовую организацию общества. Определяя понятие института, Торстейн Веблен исходил из социаль­ но-психологического характера явлений, вследствие чего институты явля­ лись для него привычным образом мышления, который имеет тенденцию продлевать свое неопределенно длительное существование. Институт у Т. Веблена - это "совокупность общих для большинства людей привыч­ ных навыков мышления (привычек), влияющих на выбор стратегий эконо­ мического поведения в дополнение к мотивации рационального экономи­ ческого выбора" . Ученый отмечал, что "на ранней стадии социального 1Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные инсти­ туты и процессы. М., 2000. С. 136. 2Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории / пер. с англ. М .: Дело, 2003. С. 64. 3Там же. С. 205-206. 4Веблен Т. Теория праздного класса. М .: Прогресс, 1984. С. 93.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz