Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

41 мотивов человеческого взаимодействия в различных сферах общественной жизни"1. Итак, институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь, организуют взаимоотношения между людьми, опре­ деляют и ограничивают набор альтернатив индивидов. Д. Норт отмечает формальные и неформальные разновидности инсти­ тутов. Формальные ограничения - это правила игры, придуманные людь­ ми, неформальные ограничения - это общепринятые установки и кодексы поведения. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются: 1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил; 2) социально санкционированными нормами поведения; 3) внутренне обязательными для человека стандартами поведения. "Неформальные ограничения, берущие начало в культуре, не могут сразу измениться в виде реакции на изменения формальных правил. При этом возникает напряженность между изменившимися формальными пра­ вилами и устойчиво сохраняющимися неформальными ограничениями"2. В российском обществе мы наблюдаем указанные моменты, связанные с не­ соответствием формальных и неформальных правил в отношении к лицам с инвалидностью. В частности, мы наблюдаем дискриминацию лиц с инва­ лидностью во всех сферах общественной жизни, несмотря на существующие формальные права данных лиц. Я. Щепаньский трактует социальные институты как "системы учрежде­ ний, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общест­ венных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп"3. Формализация социальных институтов рассматривается через выполняемые их членами функции. А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направ ляющее в определенное русло действия людей. Иными словами, "институ­ ты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают 1 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экон мики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и научная ред. Б. 3. Мильнера. М. : Фонд экономической книги "Начала", 1997. С. 17. Там же. С. 66. ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии. М .: Прогресс, 1969. С. 96-97.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz