Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

39 для нас особый интерес, так как в ней подчеркивается, что только на осно­ вании глубинных институциональных перемен возможно изменение соци­ ального положения отдельных групп, ведь главной функцией базовых ин­ ститутов является регулирование основных сфер общественной жизни1. Итак, конструирование инвалидности как многоаспектной социальной проблемы, требующей участия всех базовых институтов, происходит на социетальном уровне, в базовых институтах. В них устанавливаются формы социальных отношений, независимо от специфических потребно­ стей инвалидов, которые принудительно воздействуют на всех граждан и впоследствии реализуются на уровне повседневного бытия. 2. С позиций конструктивистского подхода внимание акцентируется на объяснении того, что в процессах социального конструирования реаль­ ности имеет значение не только объективированный социальный опыт (объективная реальность), но и очень велика роль субъективного фактора в его интерпретации и конкретно-ситуативной реализации во взаимодейст­ виях с другими (субъективная реальность). Данный подход - микросоцио- логический, исследующий социальное поведение и межличностные взаи­ модействия отдельных индивидов. Большое значение в конструировании институтов, поддержании их жизнеспособности имеют потребности, инте­ ресы, мотивы, установки, цели социальных акторов. Этот подход позволяет проследить отражение специфических потреб­ ностей и установок лиц с инвалидностью в их многообразных социальных практиках и конструировать инвалидность с учетом особенностей иссле­ дуемой категории. 3. С точки зрения феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лук- ман, А. Щюц) институализация представляет непрерывный процесс накоп­ ления социального опыта и его опривычивание, приводящий к уменьшению различных выборов, стандартизации и алгоритмизации социальных дейст­ вий, их "типизациям". При данном подходе любая типизация опривыченных действий, находящая свое отражение в ролях и ролевом институциональном поведении, есть институт. В феноменологической теории также подчеркива­ ется функция и роль контроля в институциональной системе. 1 Кантемирова И. Б. Детская инвалидность в современной России: институцио нальный подход к социальному конструированию явления: дисс. к. соц. н. / 22.00.04. Краснодар, 2006. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz