Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
39 для нас особый интерес, так как в ней подчеркивается, что только на осно вании глубинных институциональных перемен возможно изменение соци ального положения отдельных групп, ведь главной функцией базовых ин ститутов является регулирование основных сфер общественной жизни1. Итак, конструирование инвалидности как многоаспектной социальной проблемы, требующей участия всех базовых институтов, происходит на социетальном уровне, в базовых институтах. В них устанавливаются формы социальных отношений, независимо от специфических потребно стей инвалидов, которые принудительно воздействуют на всех граждан и впоследствии реализуются на уровне повседневного бытия. 2. С позиций конструктивистского подхода внимание акцентируется на объяснении того, что в процессах социального конструирования реаль ности имеет значение не только объективированный социальный опыт (объективная реальность), но и очень велика роль субъективного фактора в его интерпретации и конкретно-ситуативной реализации во взаимодейст виях с другими (субъективная реальность). Данный подход - микросоцио- логический, исследующий социальное поведение и межличностные взаи модействия отдельных индивидов. Большое значение в конструировании институтов, поддержании их жизнеспособности имеют потребности, инте ресы, мотивы, установки, цели социальных акторов. Этот подход позволяет проследить отражение специфических потреб ностей и установок лиц с инвалидностью в их многообразных социальных практиках и конструировать инвалидность с учетом особенностей иссле дуемой категории. 3. С точки зрения феноменологического подхода (П. Бергер, Т. Лук- ман, А. Щюц) институализация представляет непрерывный процесс накоп ления социального опыта и его опривычивание, приводящий к уменьшению различных выборов, стандартизации и алгоритмизации социальных дейст вий, их "типизациям". При данном подходе любая типизация опривыченных действий, находящая свое отражение в ролях и ролевом институциональном поведении, есть институт. В феноменологической теории также подчеркива ется функция и роль контроля в институциональной системе. 1 Кантемирова И. Б. Детская инвалидность в современной России: институцио нальный подход к социальному конструированию явления: дисс. к. соц. н. / 22.00.04. Краснодар, 2006. С. 68.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz