Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
36 В частности, нормативный подход рассматривает институт как внеш нюю регламентирующую норму, устойчивый комплекс формальных и не формальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ ные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ро лей и статусов, образующих социальную систему. Информационный под ход обозначает институт как специфическое знание, выработанное многи ми поколениями людей, содержащее рекомендуемые нормы поведения, усвоенные ныне живущим поколением. Институты могут рассматриваться и в функциональном ключе, предполагающем, что социальный институт складывается как устойчивая структура с определенными функциями1. Существующие подходы можно обобщить в четыре группы: 1. С позиций объективистской парадигмы институционального анал (О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Маркс) социальные институты рассмат риваются как жестко организованные социальные факты надындивидуальной реальности, существующие независимо от человека и принудительно воздей ствующие на него. Данный подход является макросоциологическим. О. Конт, рассматривая в своей социальной статике общество как с тему, в качестве его первоэлементов назвал такие социальные институты, как семья, кооперация, церковь, государство2. Э. Дюркгейм считал, что главной проблемой социологии является исследование формирования поли тического, юридического, нравственного, экономического и религиозного института3. Э. Дюркгейм свои взгляды на социальные институты развивает в ходе исследования института религии. Социальные институты являются зримым воплощением социальных фактов - существующих объективно раз личных элементов коллективного сознания —мораль, обычаи, верования и других, посредством которых общество регулирует поведение людей в отдельных жизненно важных областях. Иными словами, социальные ин ституты призваны регулировать поведение актора в типичных ситуациях, оказывая на него некое принудительное воздействие. 1Полтавская Е. И. О понятии "Социальный институт" // Социологические иссле дования. 2009. № 3. С. 68. 2См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. 5-е изд. М.: Книжный дом "Университет", 2001. URL: http://socioline.ru/_seminar/library/gofman/lection_03.php (дата обращения: 18.12.2010). 3Теоретическая социология: Антология. В 2-х ч. / пер. с англ., фр., итал. ; сост и общ. ред. С. П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 18.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz