Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

33 модели инвалидности наглядно демонстрируют попытку рассмотреть воз­ можности оптимальной адаптации инвалидов к социуму как за счет их собственных усилий и пересмотра собственного отношения к инвалидно­ сти, так и за счет пересмотра отношения общества к инвалидности. Соци­ альные модели позволяют создать основу для достижения равных прав людей и полноценного включения инвалидов в социум. "Новейшая" парадигма инвалидности отвергает понятие инвалидно­ сти как таковое. Если рассматривать инвалидность через проблему дос­ тупности окружающей среды, то проблема ограниченных возможностей данных лиц разрешается со снятием социальных барьеров. В этом случае отпадает необходимость в особой идентификации лиц с нарушениями раз­ вития в отличие от здорового населения. Техническая модель инвалидности показывает активное использова­ ние новейших технологий лицами с инвалидностью, что, вероятно, будет единственным их отличием от всех остальных людей. Модель инвалидности как незанятости акцентирует свое внимание на смысловом объединении лиц с ограниченными возможностями с безра­ ботными в виду того, что в обществе, скорее всего, не будут существовать условия для занятости всех инвалидов. В таком случае нетрудоспособные инвалиды будут идентифицироваться как отличные от других людей, и будут получать пособия по безработице. В итоге расширяются границы понятия "безработный", а лица с ограниченными возможностями, имеющие трудо­ вую занятость, ничем не будут выделяться от остальных с точки зрения жизнедеятельности в обществе. Таким образом, в настоящее время понятие об инвалидности интен­ сивно развивается. Инвалидность в современной социологической науке трактуется в большинстве случаев как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Рассмотренные модели и концепции инвалидности показывают вовлеченность в решение проблем инвалидов различных социальных институтов. На этапе формирования и развития медицинской модели это были институты здравоохранения (медицины), социального обеспечения и реабилитации. На этапе развития медико-социальной и в процессе формирования социальной модели инвалидности в этот ряд были включены институты реабилитации, социальной защиты, образова­ ния, занятости и досуга. На этапе развития концепции независимой жизни инвалидов в ряд институтов, оказывающих влияние на понимание и решение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz