Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
28 для людей с ограниченными возможностями, и в развитии сферы обслужи вания и поддержки инвалидов по месту жительства. Однако данные меры означали в каком-то смысле возвращение к традиционным формам ухода за нуждающимися, поэтому альтернативное направление заключалось в развитии частного сектора социальных и медицинских услуг. Оппоненты данной модели инвалидности отмечают следующее: во-первых, теория нормализации не предлагает удовлетворительного объяснения, почему инвалиды угнетены и дискриминируемы в обществе; во- вторых, в данной модели не представлено адекватной стратегии освобожде ния от этой дискриминации, существуют лишь отдельные тактики "незави симой жизни"; в-третьих, отмечается расплывчатость дихотомии "нормаль ность - ненормальность", которая конструируется обществом и потому не должна применяться при оценке состояния лиц с инвалидностью1. Модель (концепция) Handicap. В 70-х годах XX в. европейские соци альные работники отказываются от термина "инвалид", и на смену ему при ходит англосаксонское "Handicap" (hand in cap), означающее в буквальном переводе "рука в шляпе". Handicap - это игра, участники которой выполня ли определенные действия с перевязанной рукой с целью понимания необ ратимой ситуации инвалидов. Handicap является одновременно философской, социальной и меди цинской концепцией. Автор данной концепции (Ф. Вуд) построил свою модель на постулате: "Инвалидом оказывается любой человек, перед кото рым встают препятствия, ограничения, мешающие ему нормально дейст вовать, в результате чего он попадает в социально невыгодное положе ние"2. Несчастный случай, болезнь и другие причины могут привести к ор ганическим нарушениям, способным вызвать недостаточность организ- менных функций (патологический аспект Handicap), что и является причи ной социального неблагополучия, невыгодного положения (ситуационный аспект). Интегрировать личность с ограниченными возможностями, сни мая все социальные барьеры (доступ к учреждениям, к информации, транспорту, преодоление негативного отношения) - это одна из основных задач социальной работы. 1Finkelstein V., Morrison Е. Broken Arts and Cultural Repair: the Role of Culture in the Empowerment of Disabled People // Disablin Barries - Enabling Environments / J. Swain, V. Finklesten, S. French, M. Oliver (Eds). Sage Publications Ltd. 1993. URL : http: // www.independentliving.org/docs3/finkelstem93a.pdf. (дата обращения : 12.05.2010). 2Цит. по: Думбаев А. Е., Попова Т. В. Инвалид, общество и право. Алматы: Верена, 2006. С. 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz