Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

23 трудностей инвалида является расстройство его здоровья. В-третьих, чело­ век с инвалидностью воспринимается жертвой. В-четвертых, инвалидность является синонимом социальной помощи и поддержке. В-пятых, считается, что лица с инвалидностью сравнивают свои жизненные условия с условиями других людей с инвалидностью, а не с типичными условиями жизни1. Характерный для медицинской модели акцент на телесном, как полагали М. Оливер и его соавторы, представляет инвалидов как усеченных "других" или как потеху в угоду жалеющему взгляду доминантного большинства. Здесь главное - диагнозы и классификации заболевания, а сам человек, как следует из описаний Г. Хьюджес, С. Лондсдэйл и других исследователей ин­ валидов, становится невидимым за своей инвалидностью под воздействием медицинского пристального взгляда. В результате вся история субъекта сво­ дится к истории болезни, диагнозу и его дискурсивному оформлению в тол­ стых больничных формулярах2. Следует отметить, что медицинская модель, в прошлом очень популяр­ ная, являясь главным препятствием независимой жизни инвалидов, постепен­ но сдает свои позиции, однако она еще оказывает определенное влияние на за­ конодательство, социальную политику и организацию социального обслужи­ вания. Например, определение инвалидности, которое дает Всемирная органи­ зация здравоохранения, очень близко к этой модели, воплощая следующую схему: недуг - состояние здоровья или диагноз (например, спинномозговая травма), ограниченные возможности - физические или функциональные огра­ ничения (например, неспособность ходить), недееспособность (например, не­ способность работать)3. А в соответствии с Федеральным законом "О соци­ альной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвали­ дом осуществляется, прежде всего, по результатам медико-социальной экспер­ тизы на основе клинико-функциональной диагностики. Модель функциональной ограниченности базируется на представлении о неполноценности как неспособности лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В частности, в российском законодательстве 1См.: Fine A., Asch A. Disability beyond stigma: social interaction, discrimination, and activism // Journal of Social Issues. 1988. 44 (1). P. 3-31. 2Романов П., Ярская-Смирнова E. P. Социология тела и социальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т.VII. № 32. С. 128. См.: Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросс- культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследова­ ний социальной политики. 2004. Т. II. № 1. С. 7-28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz