Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
21 и гарантий в социальной политике, с одной стороны, и на процессах кол лективной идентификации - с другой1. Заостряет проблему социального неравенства в современной России практика селективного обучения, приня тая сегодня в российской школе, препятствия в реализации инвалидами права на труд и благосостояние, социальное бессилие инвалидов и их семей. К собственно стратификационному анализу инвалидности можно отнести некоторые современные работы отечественных социологов. Так, о сложностях трудоустройства матерей детей-инвалидов как наименее конкурентоспособ ных групп населения и возможных путях их поддержки пишет А. Э. Котляр; о социальной дистанции, существующей между инвалидами и не-инвалидами в нашем обществе - исследования Т. А. Добровольской, Н. Б. Шабалиной. Современные научные представления об инвалидности раскрываются в концептуальных моделях инвалидности, складывающихся под влиянием тех или иных социокультурных норм. Они выражают отношение общества к людям с ограниченными возможностями и определяют подход к обеспе чению прав инвалидов и особенностям социальной политики страны. Рассмотрим имеющиеся концептуальные модели инвалидности, кото рые можно сгруппировать в три группы - парадигмы инвалидности - "ста рую", "новую" и "новейшую: 1) "Старая" парадигма инвалидности включает в себя моральную (религиозную) модель и медицинскую модель (классическая медицинская, реабилитационная, экономическая модели); 2) "Новая" парадигма находит свое выражение в социальной модели инвалидности, имеющей различные вариации: материалистическую модель; модель независимой жизни; модель Handicap; концепцию мень шинства; психосоциальную модель; культурную модель; модель человече ского разнообразия и другие; 3) "Новейшая" парадигма инвалидности включает в себя техническую модель и модель инвалидности как незанятости. Моральная (религиозная) модель инвалидности — исторически самая древняя, определяющая инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи. Инвалидность понималась как выпадение из системы "человек - подобие Бога". Носитель недуга воспринимался как существо неполноцен ное, а потому не заслуживающее внимания. Так, М. Оливер и Б. Сэпей 1 Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидное™: Социальное гра жданство инвалидов в современной России. Саратов : Научная книга, 2006. С. 32.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz