Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

207 между толерантностью человека и уровнем его образования1. Формирова­ ние толерантности в образовательном процессе создает условия для его дальнейшего распространения в другие сферы социальных отношений. Процесс формирования толерантной личности с наибольшей эффек­ тивностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения с ее открытостью внешней социо­ культурной среде. Наиболее плодотворным будет использование в образо­ вательной практике ситуаций, направленных на осознание проблематично­ сти собственного понимания мира ребенка-инвалида. Специалистам, рабо­ тающим с детьми и молодыми людьми в образовательном процессе, необ­ ходимо пробудить сомнение учащихся в адекватности своего понимания этого мира, взглянуть на собственное восприятие другого, выявить соци­ альные стереотипы, которыми он до сих пор пользовались и осознать и их источник - иную логику мышления. Осознание детьми и молодыми людьми проблематичности своего по­ нимания другого является предпосылкой следующего шага - организации специалистом групповой коммуникации. Важно сосредоточить ребят на поиске сходств, а не отличий. Затем важно организовать осмысление детьми своих действий, помочь выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях. Очень важно, чтобы дети в коллективе имели возможность лучше по­ нять того, кто по какой-либо причине отличается от них самих. Один из способов помочь здоровым детям лучше понять проблемы больных детей и научиться оказывать им помощь - это обучение детей школьного возрас­ та методам сохранения своего здоровья и обращения с детьми, имеющих проблемы со здоровьем. Дети узнают простые профилактические и лечеб­ ные меры, которые они могут использовать в своей среде2. Для формирования у подростков толерантного поведения в отноше­ нии детей-инвалидов, необходимо вооружить их информацией об особен­ ностях их здоровья, физиологии, трудностях функционирования в социуме. Весьма действенны такие источники, как личные впечатления от отдельных людей, читаемых книг, потока "образцов", транслируемых СМИ. Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый 1Вислова А. Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача образования // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 161. 2Денисова Т. J1. Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными воз­ можностями. URL : http://www.library.novouralsk.ru/lib-publish-mercy-6.html (дата обра­ щения : 30.07.2010).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz