Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

204 При работе со школьниками по выработке толерантного отношения к детям-инвалидам используются различные формы и методы. Из терапев­ тических методов эффективна психо-социальная коррекция. Некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилак­ тики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская), другие - как метод психологического воздействия, направленный на создание оп­ тимальных возможностей и условий развития личностного и интеллекту­ ального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Ли­ дере) или совокупность психологических приемов, используемых психоло­ гом для исправления психологии или поведения психически здорового че­ ловека (Р. С. Немов). В зависимости от форм организации психо­ социальной помощи с целью решения коррекционных задач О. А. Караба­ нова выделяет три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно­ рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индиви­ дуальной и групповой коррекции1. В настоящее время в коррекции девиантных детей широко использу­ ются игротерапия и арттерапия, с помощью которых достигается понима­ ние "другого" на основе "пригрывания" социально приемлемых стандартов и норм. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Проективный рисунок как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Важно отметить, что рисование может послужить способом налаживания контакта между детьми. Рацио­ нально начинать с индивидуальных рисунков, затем можно использовать парное, подгрупповое и групповое рисование2. Еще один подход психо-социальной коррекции - поведенческий с це­ лью приобретения детьми новых установок, направленных на формирова­ ние адаптивных форм поведения, или торможение дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью поведенческих тренингов, психо­ регулирующих тренировок. Данные занятия, как правило, ориентированы 1Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое кон­ сультирование. Проблемы психического развитая детей. М .: Изд-во МГУ, 1990. С. 80. 2Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Серия "Справочники"- Ростов н/Д. : Феникс, 2003. С. 136.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz