Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

203 -ум ение воспринимать и понимать другого человека (способность к эмпатии; умение прогнозировать поведение партнера по общению; выражать свои чувства и настроение, анализировать свои действия); — умение участвовать в совместной деятельности (планировать, орг низовывать, осуществлять совместную деятельность; вырабатывать формы и нормы совместных действий; умение разрешать проблемные ситуации)1. Также необходимо выделить навыки взаимодействия с другими на ос­ нове понимания, конструктивного диалога, уважения личности. Нельзя заставить человека быть толерантным. Человек может желать хорошо относиться к людям, но в реальной ситуации будет воспроизво­ дить привычное ему формы нетерпения. Следовательно, чтобы сделать че­ ловека толерантным, необходимо не только сообщить ему определенный объем знаний о сущности, границах, принципах и способах осуществления толерантности, но и сформировать у него соответствующую установку. Последняя представляет собой не столько рациональный, сколько волевой акт, проявляющийся в действии. Установка - это состояние готовности к определенному действию в определенной ситуации. При неоднократном повторении ситуаций готовность к действию закрепляется в виде фиксиро­ ванной установки и освоенный способ поведения становится для человека привычным, он закрепляется затем в виде устойчивого стереотипа. Формирование у детей и подростков толерантного сознания возможно в процессе различных видов жизнедеятельности. Единство и взаимосвязь трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного обеспечивают возможность формирования толерантных взаимоотношений у детей в процессе значимой для них деятельности. Поведенческий компонент толерантности может формироваться как в образовательных учреждениях, так и за их пределами посредством учеб­ ной, познавательной и досуговой деятельности индивидов. Досуг детей и подростков, главным образом, осуществляется в учреждениях дополни­ тельного образования. Однако, во-первых, все же имеются дети, вынуж­ денные организовывать свой досуг самостоятельно, во-вторых, вопросам формирования толерантности уделяется недостаточно внимания, поэтому и в этих учреждениях встречаются проявления детской интолерантности. 1 Иванова Е. М. К проблеме формирования толерантных взаимоотношений мла ших школьников // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 51.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz