Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

202 это не означает, что воспитание толерантности у подростков - легкая зада­ ча. Многим подросткам свойственно неприязненное отношение к людям, навешивание на людей ярлыков, демонстративное презрение к ним. Формирование толерантных взаимоотношений может успешно осу­ ществляться, если дети адекватно относятся к действительности, к своему поведению и поведению окружающих; положительно относятся к самой деятельности, к объекту и субъекту совместных отношений; умеют вы­ брать конструктивный способ общения и взаимодействия с окружающими; стремятся предвидеть результаты своих поступков, возможных способов поведения. Оценка школьником ситуации в целом, принятие решения о своем поведении во взаимоотношениях позволяет развивать самооценку и учит оценивать поступки других; позволяет противодействовать внеш­ ним и внутренним столкновениям, угрожающим сохранности и стабильно­ сти групповых взаимоотношений1. Для формирования толерантных взаимоотношений важна самостоя­ тельность в оценке нравственных сторон поступков людей, осознание их мотивов, умение ставить себя на место другого. Необходимо особо выде­ лить создание ситуаций нравственного выбора, результат которых влияет на отношения с другими людьми. Осуществляя такой выбор, человек при­ выкает нести индивидуальную ответственность за его последствия. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на проти­ водействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по от­ ношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки сужде­ ний, основанных на моральных ценностях2. На основании вышеизложенного можно выделить следующие крите­ рии оценки сформированности толерантных взаимоотношений индивидов: - знания о ценностях и нормах межличностных взаимоотношени (знание правил поведения в обществе, языка и других средств коммуника­ ции; знание психологических особенностей человека); 1Иванова Е. М. К проблеме формирования толерантных взаимоотношений млад­ ших школьников // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 50. 2Вислова А. Д. Формирование толерантной личности - стратегическая задача об­ разования // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 159.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz