Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

201 устроен в Центр, - отметил специалист, - то часто посещает мероприятия, часто бывает в общественных местах. Если нет, то крайне редко". Ребенок- инвалид желает общаться с различными детьми, ему не важно, здоровый это ребенок или больной. Однако если ребенок имеет тяжелую патологию, то общается с такими же детьми, как он сам. В обществе при виде человека с ограниченными возможностями чаще всего возникает любопытство. Иногда и взрослые граждане относятся с брезгливостью к инвалидам, а их дети повторяют за ними такое поведение. Таким образом, российские граждане в настоящее время являются носи­ телями интолерантного сознания и поведения. И здесь на передний план вы­ ступает вопрос выработки толерантного отношения общества к лицам, имею­ щим ограниченные возможности здоровья, разработки методов и приемов формирования установок толерантного сознания у российских граждан. Формирование толерантных взаимоотношений является процессом, который включает в себя внешние и внутренние факторы развития лично­ сти. Однако опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях можно получить лишь в диалоге со сверстниками или другими согражданами. Толерантность начинает формироваться уже с дошкольного возраста, но именно младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств личности1. У младших школьни­ ков начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту, происходит развитие эмпатийных процессов, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Социально-нравственный и познавательный опыт детей младшего школьного возраста становится богаче и разностороннее, что накладывает отпечаток на скорость процесса формирования толерантных взаимоотношений. Еще одним благоприятным периодом для формирования толерантных взаимоотношений, по мнению П. Степанова, является подростковый воз­ раст2. В этом возрасте активизируется поиск собственной социальной идентичности. Ребенок начинает проявлять немалый интерес к другим лю­ дям, их взглядам, ценностям, поведению. Подросток активно заявляет о своем мнении по многим проблемам, в том числе социальным. Однако 1Максакова В., Семина J1. Учимся договариваться (я-ты-мы) : методическое пособие для учителя начальнойшколы. М., 2000. С. 35. 2Степанов П. методика воспитания межкультурной толерантности у подростков Н Воспитательная работа вшколе. 2003. №5. С. 80.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz