Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

200 В частности, председатель общественной организации "Инвалиды" пгт. Росляково Мурманской области, сам являясь инвалидом, отметил, что "инвалид не ощущает себя инвалидом, но окружающие люди смотрят на него только как на инвалида". В этой связи на второй план отходят дос­ тоинства, индивидуальность человека с инвалидностью. Если люди видят ин­ валида, то у них в сознании появляются негативные ассоциации: "умственно отсталый", "больной", "ненормальный". Такого человека не воспринимают адекватно (что уже подтвердилось в нашем исследовании). Однако у челове­ ка, тем более ребенка с ограниченными возможностями, существует потреб­ ность быть как все остальные и делать то же, что и здоровые сверстники. По мнению председателя, общество сегодня еще не готово к тому, чтобы в нем лица с инвалидностью чувствовали себя защищенными и полноценными. С данным мнением согласилась председатель социально-благо­ творительного клуба родителей и детей-инвалидов "Надежда". По мнению специалиста, из всех категорий дети с умственной отсталостью - самые социально неблагополучные. Ребенок с психиатрическими заболевания, в зависимости от заболевания (шизофрения, депрессия, неврозы), может быть неадекватен, непредсказуем. Для таких детей мало возможностей в обществе. Сегодня все еще отсутствуют учреждения для лиц с умствен­ ной отсталостью старше 18 лет, но в проекте (уже много лет) на ул. Кали­ нина, д. 23 Центр дневного пребывания для молодых инвалидов, рассчи­ танный на 30-35 человек. Для детей с умственной отсталостью сегодня функционирует несколько специальных школ - № 1, № 2. В первой школе имеются классы для детей с тяжелыми нарушениями. Вообще, очень мало детей учится в общих школах. В таких случаях окружающие проявляют любопытство, подвержены стереотипам. Взрослые граждане, объясняя своим детям, уви­ девшим на улице ребенка с ограничениями, почему этот ребенок, напри­ мер, так ходит, говорят: "Он больной" (превалирование таких оценок было показано в ходе нашего исследования). В свою очередь, у ребенка, имею­ щего видимые нарушения, формируются комплексы. В рамках настоящего исследования было взято интервью также у за­ ведующей отделением первичного приема информации, анализа и прогно­ зирования Центра социальной помощи семье и детям (ул. Фрунзе, 7). Ею было отмечено, в частности, что дети-инвалиды активно включаются в жизнь общества через различные организации и учреждения. "Если ребенок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz