Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

196 Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет ребенку пережить чувство общности с другим, поэтому сочув­ ствие или содействие недоступно таким детям. Все это указывает на то, что при работе с агрессивными детьми необходимо особое внимание уделять формированию способности понимать других людей. Степень проявления толерантности во взаимоотношениях детей, под­ ростков и молодых людей зависит от ряда факторов. Во-первых, от уровня самооценки. Адекватная самооценка способствует становлению и разви­ тию толерантных взаимоотношений. Учащиеся с такой самооценкой, как правило, самокритичны, самостоятельны, целеустремленны. Отклонения в самооценке изменяют способ общения человека с окружающими, ведут к переоценке своих способностей, высокомерию, недооценке мнений и достоинств других. Во-вторых, от адекватности восприятия информации. Стойкая тен­ денция к повышению уровня толерантности к своим сверстникам проявля­ ется у школьников, обладающих навыками адекватного восприятия информации, и снижается у тех, кто информацию толкует не адекватно. В-третьих, от степени тревожности личности, отражающей внутрен­ нее состояние, отношение к себе, другим людям и действительности. Если ребенок не уверен в себе, недоверчив к другим, замкнут, безынициативен, малообщителен, или напротив, сверхобщителен, назойлив, озлоблен, то это может негативно сказываться на отношении к другим людям. В-четвертых, от степени оптимистичного восприятия себя и окру­ жающего мира. В-пятых, от владения навыком выражать несогласие, аргу­ ментировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности. В-шестых, от положительного отношения к изучению собственного "Я", выявлению своих возможностей и их дальнейшей реализации1. Факты нетолерантного поведения граждан российского общества были обнаружены в ходе социологического исследования по выявлению отношения населения г. Мурманска к лицам ювенальной категории. Отвечая на вопрос об отношении к детям (подросткам, молодым лю­ дям) с инвалидностью, большая часть учащихся указала, что относится к ним "так же, как и к другим людям" (64,9 %), 24,3 % - "лучше, чем к здоровым", 2,5 % - "хуже, чем к здоровым людям", и 8,3 % затруднились 1 Иванова Е. М. К проблеме формирования толерантных взаимоотношений мла ших школьников // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 50.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz