Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
195 на себе проявления интолерантности социально-некомпетентных лиц, а с другой, сами попадают в категорию социально-некомпетентных. Соци альная некомпетентность инвалидов проявляется также в том, что они ча ще всего неспособны отстаивать свои права и интересы с целью достиже ния нормального образа жизни. Социальная некомпетентность является, таким образом, важнейшей причиной интолерантности в отношении к лицам с инвалидностью. В настоящее время остро стоит проблема интолерантности в детско- подростковой среде в отношении к инвалидам, так как в этом возрасте особенно склонны к нетерпимости по отношению друг к другу. Причины интолерантного, агрессивного поведения кроются как в генетических факторах развития человека, так и в социальных, раскрывающихся в усло виях социализации. Стиль воспитания в семье, психолого-педагогическая некомпетентность родителей часто являются фактором возникновения со циально-проблемного поведения их детей. В результате трудностей, кото рые сегодня испытывают институты социализации, общество, как отмеча ют В. Н. Келасьев, И. Л. Первова, пополняется "недосоциализированными" индивидами, которые зачастую неспособны контролировать свои действия и поведение, что может вылиться в крайние формы нетерпимости1. Ряд исследователей полагают, что интолерантное, агрессивное отно шение к другим "отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага"2. В основе детской враждебности может лежать различная мотивационная направлен ность: демонстрация себя; достижение своих целей; подавление и унижение другого. Но, несмотря на все различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В основе такого отношения, по мнению Е. О. Смирно вой и Г. Р. Хузеевой, лежит "особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других"3. 1Келасьев В. Н., Первова И. J1. Современные трактовки социальнйо компетентно сти: толкрантность-интолерантность // Толерантность и интолерантность в современ ном обществе: Восток-Запад : материалы междун. науч.-практ. конф, 2008 / под науч. ред. И. Л. Первовой. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. С. 276. 2Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 20-21. 3Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz