Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
194 Указанные представления об инвалидах как о "второсортных" могут при водить к нетерпимости детей друг к другу, к оскорблениям, попыткам поставить их в неловкое положение, к преследованию, запугиванию и физи ческому насилию. Толерантность в отношении к лицам с ювенальной инвалидностью связана с понятием социальной компетентности, носителями которой выступают окружающие люди. При этом социальная компетенция - это индивидуальный комплекс знаний, умений, навыков и социально психологических характеристик, позволяющий человеку действовать самостоятельно и ответственно, и определяющий уровень его взаимоот ношений с социумом. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особен ности, интересы, потребности; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведе ния. Основными функциями социальной компетентности выступают соци альная ориентация; социальная адаптация и социальная интеграция. По мнению В. Н. Келасьева и И. JI. Первовой, "социальная некомпе тентность человека порождает свои, весьма масштабные формы исключе ния из социума". При этом данные авторы исключение из социума связы вают с трудностями доступа людей к современным формам образования, неблагополучием в семье, определенными дефектами социализации, низ ким уровнем жизни, недостаточной зрелостью индивидов, приводящими в итоге к неспособности индивида вписаться в сложную картину совре менного общества1. Социальная компетентность - процесс, формирующийся на протяже нии всей жизни человека. Ей способствуют такие факторы, как благопо лучная обстановка в семье, хорошее образование, природные задатки, физическое и психическое здоровье и т. д. Если эти факторы отсутствуют, то формируется социально некомпетентная личность, не способная всту пать в конструктивное взаимодействие с другими, проявляющая толерант ность. Таким образом, лица с инвалидностью, с одной стороны, испытывают 1 Келасьев В. Н., Первова И. JI. Современные трактовки социальной компетент сти: толерантность-интолерантность // Толерантность и интолерантность в современ ном обществе: Восток-Запад : материалы междун. науч.-практ. конф., 2008 г. / под науч. ред. И. J1. Первовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 276.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz