Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

193 10,2 % респондентов отметили, что данные дети отличаются от всех окружающих категорий людей. Ребенок с инвалидностью, по их мнению, это лицо с ограниченными возможностями (1,7%), своеобразный, отли­ чающийся здоровьем от остальных людей (по 1,7 %). Кроме того, он обде­ ленный (1,7 %) и беззащитный (1,7 %), никому не нужен (3,4 %). Однако он может быть обычным, если ему помогать (1,7 %). Дети с инвалидностью имеют те же потребности и желания, что и другие. На этот момент обратило внимание 17,2 % респондентов. Ребе­ нок-инвалид - это человек, который хочет быть как все (5,2 %), полноцен­ но (1,7 %), иметь счастье (5,2 %), здоровье (1,7 %). Он хочет жить (3,4 %). Ряд родителей воспринимают своих детей не через недостатки или ог­ раничения, а, наоборот, на основе имеющихся у них возможностей. Ребе­ нок с инвалидностью в данном случае может быть полезным обществу (1,7 %), он может участвовать в жизни общества, если ему помогать в этом (3,4 %), он может многое (1,7 %) и даже все (1,7 %). Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют или должны иметь те же права, что и здоровые сограждане (12,1 %), они должны жить достойно (3,4 %), они не виноваты в том, что имеют физические или психические нарушения (1,7 %). И помочь им в этом обязано государство и сограждане. При этом респонденты отметили, что важно самому ребенку занимать активную жизненную позицию в реализации своих прав. Он дол­ жен бороться за свои права, за жизнь (1,7 %). Ребенок должен быть интег­ рирован в общество, а для этого важнейшее значение имеет его воспитание и пребывание в семье, а не в специализированных интернатных учрежде­ ниях (1,7 %) (см. табл. 6 приложения В). Таким образом, родители воспринимают своих детей с инвалидно­ стью в первую очередь через нужды и потребности, связанные с их функ­ ционированием в социуме. Никто из родителей не указал, что его ребенок несчастен, неполноценен, не имеет шанса на полноценную жизнь. Однако никто из родителей не воспринимает своих детей через достигнутые статусы, связанные с их обучением, развитием, увлечениями, межличностным об­ щением. Восприятие ребенка-инвалида наиболее негативное - среди школьников, наименее - в среде специалистов. Динамика представлений об инвалидах меняется с 70,1 % представлений школьников о людях с ог­ раниченными возможностями как о несчастных и ущербных до 37,2 % Уграждан, до 15,7 % у специалистов и до 10,2 % таких оценок у родителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz